Выставка «Чарльз Диккенс в русских зеркалах» проходит в Государственном музее истории российской литературы имени Даля

Она подготовлена совместно со Школой-студией МХАТ.

Выставка «Чарльз Диккенс в русских зеркалах» проходит в Государственном музее истории российской литературы имени Даля. Она подготовлена совместно со Школой-студией МХАТ и посвящена одному из главных мотивов творчества Диккенса – поиску и обретению дома. Юлия Кундрюкова продолжит.

Куратор Наталья Громова – литературовед и писатель – придумала эту выставку во время первой волны пандемии. Написала статью «Жить с Диккенсом», где в том числе исследовала влияние английского писателя на русскую литературу. Ведь не просто же так в Ясной Поляне в кабинете Льва Толстого висит именно его портрет. А «Жизнь Дэвида Копперфильда» Толстой настоятельно рекомендовал читать каждому.

«Огромное количество героев Диккенса существует в романах Достоевского. И больше того: вся святочная линия – «Мальчик у Христа на ёлке», «Слезинка ребенка» – это всё мотивы, конечно, вышедшие из Дикенсовских романов», – рассказала куратор выставки Наталья Громова.

Писатель, который спасал детство: Чарльз Диккенс всегда верил, что в жизни есть место для волшебства и сказки. Хотя сам, будучи ребёнком, прошёл через серьёзные испытания: слишком рано ему пришлось повзрослеть и начать самостоятельную, взрослую жизнь.

«Фактически вся семья отправилась в тюрьму для должников, а мальчика отдали на фабрику ваксы. Дети тогда в Англии, да и вообще во всем мире, я бы сказала вот в этом, они воспринимались как маленькие взрослые. Вот это ощущение гибели ребенка среди взрослых, оно, действительно, переполняло Диккенса», – отметила Громова.

В нашей стране Диккенса читатели любили всегда. В тридцатые годы на сцене МХАТа состоялась премьера «Пиквикского клуба», в роли судьи – Михаил Булгаков. Студенты школы-студии МХАТ – наши современники – специально для этой выставки возродили прошлое.

«Костюмы к спектаклю «Пиквикский клуб» существовали в 34-м году. Соответственно, спектакль шел где-то до 50-х. И вот по фотографиям, по старым эскизам были разработаны нынешними студентами те костюмы, в которых игрался спектакль 34-го года», – пояснила Громова.

Рождество – с волшебными преображениями отрицательных героев, с камином, ёлкой и чудесами – вошло в культурный код западного мира таким, как его описал Чарльз Диккенс. После «Записок Пиквикского клуба» он неожиданно приступает к романам об обездоленных и несчастных. О детях в работных домах и закрытых школах. И о тех, кто имея богатства материальные, не имеет любви. Эти произведения действительно меняли общество. Ребёнок постепенно обретал детство, а праздники наполнялись волшебством.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий