Выставка «Храним, преумножая» проходит в петербургском Музее истории религии

Второй раз за почти вековую историю посетителям рассказывают о пополнении и комплектовании фондов.

Выставка новых поступлений «Храним, преумножая» проходит в петербургском Музее истории религии. Второй раз за почти вековую историю посетителям рассказывают о пополнении и комплектовании фондов. В экспозиции работы советских художников-графиков 30-х-80-х годов прошлого века, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. Екатерина Грициенко продолжит.

Среди таких классических сюжетов – малознакомые пейзажи далеких стран. Иллюстрации грузинской сказки художника Джемала Лолуа вроде бы к религии отношения не имеют. И только пристальный взгляд разглядит островерхий православный храм, а рядом мечеть. Это повествование о единстве культур. Знакомят картины и с восточным эпосом. Знаменитый иллюстратор книг Киплинга, Чуковского, Конан Дойля Виктор Дувидов представлен как оформитель памятника санскритской литературы. Панчатантра – или Пять принципов – сборник нравоучительных рассказов.

«Создана по заказу одного раджи мудрецом брахманом. Состоит из пяти разделов. И это такие вот нравоучительные рассказы, которые должны были помочь радже управлять своим государством мудро и правильно», – рассказала заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии Екатерина Терюкова.

Выставка в музее истории религии – это сотня работ из фондов Международной конфедерации союза художников. Объединение создали в 1992 году, по сути это правопреемник Союза художников СССР. В 2017 году организацию ликвидировали, картины стали распределять по музеям. Коллекция, которая оказалась в Петербурге, уникальна географической палитрой. Культовые сооружения и священные места – в Армении, Болгарии, Греции, других станах Старого света. Но многообразие техник впечатляет не меньше. Белорусская художница Елена Лось создала иллюстрацию к народной сказке с помощью линогравюры.

«В качестве основы используется по сути дела всем хорошо знакомый линолеум, который податлив, который легко режется резцом. На который легко нанести краску, а потом сделать отпечаток», – пояснила Терюкова.

Меццо-Тинто – с итальянского «полутона». В этой технике знаменитый эстонский художник Кальо Пыллу изобразил древнеязыческое святилище. Это разновидность гравюры, когда рисунок создают не штрихи и линии, а плавные тональные переходы.

«Он сгущает как бы тона, краски и таким образом при помощи малейших полутонов достигается полнота изображения и картины», – пояснила Терюкова.

Экспонаты заставляют вспомнить и о печальных поворотах истории. Орловской художник Николай Силаев изобразил маленький город Болхов как символ упадка веры в советские годы. Чтобы сохранить хрупкое наследие, экспозицию ограничили во времени. Бумага долго не выдерживает свет, потому продлится выставка только до середины марта.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий