Выставка «Храним, преумножая» проходит в петербургском Музее истории религии

Второй раз за почти вековую историю посетителям рассказывают о пополнении и комплектовании фондов.

Выставка новых поступлений «Храним, преумножая» проходит в петербургском Музее истории религии. Второй раз за почти вековую историю посетителям рассказывают о пополнении и комплектовании фондов. В экспозиции работы советских художников-графиков 30-х-80-х годов прошлого века, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. Екатерина Грициенко продолжит.

Среди таких классических сюжетов – малознакомые пейзажи далеких стран. Иллюстрации грузинской сказки художника Джемала Лолуа вроде бы к религии отношения не имеют. И только пристальный взгляд разглядит островерхий православный храм, а рядом мечеть. Это повествование о единстве культур. Знакомят картины и с восточным эпосом. Знаменитый иллюстратор книг Киплинга, Чуковского, Конан Дойля Виктор Дувидов представлен как оформитель памятника санскритской литературы. Панчатантра – или Пять принципов – сборник нравоучительных рассказов.

«Создана по заказу одного раджи мудрецом брахманом. Состоит из пяти разделов. И это такие вот нравоучительные рассказы, которые должны были помочь радже управлять своим государством мудро и правильно», – рассказала заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии Екатерина Терюкова.

Выставка в музее истории религии – это сотня работ из фондов Международной конфедерации союза художников. Объединение создали в 1992 году, по сути это правопреемник Союза художников СССР. В 2017 году организацию ликвидировали, картины стали распределять по музеям. Коллекция, которая оказалась в Петербурге, уникальна географической палитрой. Культовые сооружения и священные места – в Армении, Болгарии, Греции, других станах Старого света. Но многообразие техник впечатляет не меньше. Белорусская художница Елена Лось создала иллюстрацию к народной сказке с помощью линогравюры.

«В качестве основы используется по сути дела всем хорошо знакомый линолеум, который податлив, который легко режется резцом. На который легко нанести краску, а потом сделать отпечаток», – пояснила Терюкова.

Меццо-Тинто – с итальянского «полутона». В этой технике знаменитый эстонский художник Кальо Пыллу изобразил древнеязыческое святилище. Это разновидность гравюры, когда рисунок создают не штрихи и линии, а плавные тональные переходы.

«Он сгущает как бы тона, краски и таким образом при помощи малейших полутонов достигается полнота изображения и картины», – пояснила Терюкова.

Экспонаты заставляют вспомнить и о печальных поворотах истории. Орловской художник Николай Силаев изобразил маленький город Болхов как символ упадка веры в советские годы. Чтобы сохранить хрупкое наследие, экспозицию ограничили во времени. Бумага долго не выдерживает свет, потому продлится выставка только до середины марта.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.