Выставка «АРХ Москва» начала работу в Гостином дворе

Тема сезона – устойчивость.

Крупнейшая в стране выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва» начала работу в Гостином дворе. Тема сезона – устойчивость. Что вкладывают в это понятие градостроители – узнала Алия Шарифуллина.

Соревнования в устойчивости среди участников «АРХ Москвы». Башня строится, разрушается, порождая споры. Что такое устойчивость в архитектуре? Гравитация? Предсказуемость? Безопасность? Равновесие? Определения слова есть, но сегодня оно приобретает новые смыслы и требует «пересборки» принципов не только проектирования, но и жизни.

«Мы обозначили такую тему, которая очень привычная для архитектурного мира. Обычно трактуется как экологическая культура, зеленая архитектура, но не только. И мы попросили наших участников озаботиться, отреагировать на это слово «Устойчивая архитектура» в широком смысле. Как устойчивое развитие, как преемственность и современность», – пояснил основатель, руководитель выставки «АРХ Москва» Василий Бычков.

Чтобы это увидеть и осмыслить, здесь предлагают пройти по «Пути устойчивости» – линии специальных экспозиций о прошлом и будущем архитектуры. «Послезавтра» – проекты студентов. Смелые, дерзкие. Архитектура будущего для них – это про «нетипичность», мир особенных зданий для особенных людей. Вот так, например, выглядит «Место исцеления души» – творческая альтернатива тюрьмам. Следующий шаг – экспозиция молодых архитектурных бюро. И «Устойчивость» здесь совершенно разная. Для одних – это возможность слышать и быть услышанным. Для других – понимание своей природы, а для кого-то – иллюзия, за которой невозможно угнаться.

«Мы говорим, с одной стороны, что устойчивость невозможна, в полном смысле слова. Но говорим, что временная устойчивость возможна через две вещи: стремление к биоцентричности, то есть здание не имеет смысла без жизни. Второй важный аспект – это пропорции простых форм. Здание можно разрушить, но какие-то пропорции сложно стереть из памяти людей», – рассказал архитектор Даниил Куров.

«Надо сделать шаг назад, чтобы потом смело сделать два вперед». И это тоже про устойчивость. Музей Щусева представляет проект, посвященный архитектору Ивану Фомину. Ведущая роль в его творчестве принадлежала ордерной теме. Изучив работы мастеров античности и ренессанса, Фомин решил «пересоздать» классику и наполнить ее новым содержанием. Упрощая орден, лишая его «бутафории», архитектор создал концепцию «пролетарской классики». «У него колонна лишается базы, энтазиса, это просто гладкий цилиндр. Но как здорово он с ними играет. Иван Александрович держится за классическую ордерную систему. Почему? Потому что ордерная система – это устойчивость миропорядка», – куратор экспозиции «Будущее в прошлом» Елена Желудкова.

Об устойчивости настоящего – инсталляция «Москомархитектуры». Мосты – как преодоление пространства, важный элемент городской среды, который не только соединяет два берега, но и объединяет людей. Сергей Кузнецов, главный архитектор г. Москвы: «Мы делаем в Москве много мостов. У нас в работе мосты нового поколения – это очень интересное инженерное решение. Дизайн этих мостов – то что снова приходит в Москву, после сугубо функциональных».

Нет ничего более устойчивого, чем разрушения, и ничего более постоянного, чем перемены. Эта башня будет распадаться и строиться вновь – на протяжении всех дней работы фестиваля. Балансируя между кризисом и стабильностью, давлением и свободой, притворством и искренностью архитекторы будут искать ответы. Путь к новой устойчивости.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.