Владимир Маяковский в электронных материалах Президентской библиотеки

19 июля 2017 года отмечается 124-летие со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского. Одному из самых могучих и самобытных поэтов XX века посвящены электронные материалы из фонда Президентской библиотеки: это не только оцифрованные прижизненные и более поздние издания произведений писателя, но и мемуары, комментарии современников, а также авторефераты научных работ, исследующих аспекты его творчества.

Поэт-трибун Владимир Маяковский всегда активно выражал свою гражданскую позицию в бурные годы социальных перемен. «Говорят, что вот Маяковский, видите ли, поэт, так пусть он сидит на своей поэтической лавочке. Я не поэт, а прежде всего — поставивший своё перо в услужение сегодняшнему часу, настоящей действительности», — цитирует слова писателя В.О. Перцов в своей работе «Маяковский-патриот», изданной в 1941 году.

Отчасти благодаря этой позиции, сегодня Маяковский известен нам не только как поэт, но и как автор первых советских рекламных плакатов. В.О. Перцов отмечает стремление писателя любыми средствами помочь молодой республике и её гражданам: «Брался он за многое и, действительно, не гнушался никакой чёрной работой: писал тексты к санитарным плакатам о пользе кипячёной воды, зарифмовывал лозунги для «недели профдвижения» и для хлебозаготовительной кампании, а больше всего — на конкретных примерах, в баснях и частушках учил рабочего и крестьянина быть доблестным воином Красной Армии, чтобы с оружием в руках защищать своё социалистическое отечество».

В предисловии к изданию пьесы Маяковского «Клоп» 1974 года режиссёр Московского театра сатиры, Народный артист РСФСР Валентин Плучек отмечает: «Обращаясь к «товарищам потомкам», Владимир Маяковский был убеждён, что его стих «трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо». Зримое слово для поэта — это вовсе не только его печатное начертание. Маяковский-художник, создавший тысячи рисунков-плакатов политических «Окон РОСТА», выполнивший совместно с художником А. Родченко множество рекламных плакатов и вывесок, хорошо понимал, что такое слово. Поэтические метафоры могут быть выражены не только в звуке, но и в зрительном образе».

Активная гражданская позиция писателя и роль, которую он отводит поэзии, отражена в книге «Три речи» 1931 года из фонда Президентской библиотеки: «Во всех своих выступлениях Маяковский борется за пролетарскую классовую установку в вопросах искусства, за отношение к поэзии как орудию борьбы; всё время он подчёркивает, что самое главное для литературы — это «быть активным бойцом, активным работником на фронте нашего социалистического строительства»». Сам Маяковский говорил: «Очень трудно вести ту борьбу, которую хочу вести я, — работу сближения рабочей аудитории с большой поэзией — поэзией, сделанной по-настоящему, без халтуры, без сознательного принижения её значения».

«Владимир Маяковский — поэт огромного масштаба, не вмещающийся в национальные рамки, каждой строчкой утверждающий им же провозглашённый «мир без границ»», — отмечает автор одной из научных работ, посвящённых творчеству писателя. Раритеты Президентской библиотеки помогают читателю раскрыть масштаб его личности, увидеть живого человека, живущего в переходный для страны период, но занимающего активную гражданскую позицию, делающего идейный и нравственный выбор и создающего невероятные по своей силе и мощи литературные произведения.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий