Вернер Херцог: «У меня нет мобильника, я говорю с людьми глаза в глаза»

В Санкт-Петербурге открылся фестиваль «Послание к человеку», которым руководит режиссёр Алексей Учитель. До 30 сентября здесь покажут несколько десятков уникальных документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов со всего мира. В минувшие выходные Северную столицу посетила в качестве почётного гостя французская актриса Изабель Юппер. А на открытии фестиваля почётный приз за вклад в кинематограф вручили одному из классиков немецкого кино, режиссёру Вернеру Херцогу. Прямо на Дворцовой площади показали новую документальную работу 74-летнего мэтра — картину «О, интернет! Грезы цифрового мира», исследование природы интернета, влияние сети на человека и на его среду обитания. Павел Гайков съездил в город на Неве специально, чтобы встретиться с режиссёром.

— В ваших фильмах вы часто исследуете необычные места на Земле и природу человека, но как можно исследовать интернет? Вы знаете подходящий научный метод?
— Мой главный научный метод — большое любопытство. Я сам по себе не слишком методичен, мной движет, скорее, личный интерес. И конечно вы правы, у интернета так много граней и аспектов, что подойти к его изучению с какой-либо готовой системой непросто. Но я такой цели перед собой и не ставил, меня интересовал человек и гуманитарная сторона вопроса: что происходит с нами в данный конкретный момент.

— Но какие-то практические задачи в этом исследовании вы же ставили перед собой, когда брались за эту тему?

— Чтобы ответить на этот вопрос, будет правильно рассказать всё с самого начала. Как-то раз со мной связалось рекламное агентство, которому я сразу сказал, что никогда не занимался рекламой и не собираюсь. У меня проблемы в отношениях с консьюмеризмом. И я не хотел бы быть уличенным в чем-то, что сделает меня частью общества потребления. Я не хочу стать, так сказать, его публичным сторонником.

Так что наше общение быстро было исчерпано. Но тут подключилась одна из компаний, сотрудничающих с агентством, — Netscout, которая предлагает решения для хранения и обработки информации и которая стояла у истоков интернета. Сначала мы собирались снять пару 5-минутных роликов о сети для YouTube, а в итоге все это превратилось в полноценный фильм,

У меня уже был такой опыт. Три года назад я снял по просьбе одной телефонной компании фильм «От одной секунды до следующей» о том, как опасно писать СМС за рулём.

Вы знаете, насколько остро эта проблема встала за последние два года?! Количество летальных случаев выросло в разы, и это огромная беда! Так вот мы разместили этот фильм на YouTube, он пользовался большим успехом и, кстати, повлиял на статистику: показатель смертности уменьшился на несколько процентов. Словом, механика такого партнёрства была ясна, оставались лишь чисто режиссерские задачи.
Уже на второй съёмочный день я понял, что мы снимаем не просто ролик, а нечто большее. В фильме я решил сконцентрироваться на нескольких феноменах интернета, поразивших меня лично, но многие аспекты остались без внимания. Если бы сейчас я снимал еще один такой фильм, то я бы точно изучил ситуацию с виртуальной валютой, биткоином, и сервисами, где люди знакомятся и устраивают свидания, таким как Tinder. У вас в России есть свой аналог такого сервиса?

— Россияне есть в «Тиндере», но он не слишком здесь популярен.

— Это всё потому, что в России молодёжь больше разговаривает друг с другом с глазу на глаз. Я видел это сам, когда заезжал на филологический факультет одного из петербургских вузов. Студенты общаются в коридоре, читают вместе книги, и это здорово, так и должно быть, по-моему!
— Вы испытываете трудности в коммуникации с интернет-поколением? Со своими внуками или детьми?

— В семье у нас нет такой проблемы. У меня даже нет своего мобильного телефона.

— Как же вам удаётся жить без него?

— Я разговариваю с людьми. Без телефона. Глаза в глаза. Все мои друзья мне жалуются, что стали рабами своих мобильных. Да, когда мне нужно организовать что-то сложное, собрать съёмки, например, я его тоже использую. Но когда я берусь за камеру, в радиусе ста метров вокруг не должно быть ни одного мобильного телефона! И у меня на площадке группа уважает это решение. Организаторы этого фестиваля, например, тоже звонили мне, но я не ответил. Я знаю, что всё важное мимо меня и так не пройдёт.

— Вы в России уже далеко не первый раз, вас с ней многое связывает, в том числе и в личном плане. Как вы познакомились с Еленой, вашей супругой?

— Я не люблю рассказывать о нашей семье. Но Лена из Екатеринбурга, мы познакомились в США, и тогда я сразу же понял, что нам суждено быть вместе. Вот уже 21 год мы живем в любви и согласии, а половина моей семьи теперь русская!

— В 93-м вы выпустили уникальный фильм о нашей стране под названием «Колокола из глубины. Вера и суеверие в России». Вам много тогда довелось поездить по России?

— Да, это было нечто! Мы снимали этот фильм в разных уголках, в том числе на Валааме, на озере Светлояр и в Кызыле, в Туве.

— По вашим наблюдениям, русские как-то изменились внутренне с тех пор?

— Нет, они все такие же прекрасные люди с богатым внутренним миром и глубокой душой. И вы понимаете, с какой проблемой я тогда столкнулся, когда пытался выразить глубину русской души в часовом фильме. Для меня «Колокола из глубины» — это самый короткий и ёмкий ответ на вопрос о загадочной русской душе.

— Зная, что я буду с вами общаться, несколько человек попросили передать вам благодарность за прекрасный фильм о таёжных охотниках «Счастливые люди. Год в тайге»…

— Но это не мой фильм! Его снял российский режиссер Дмитрий Васюков, это был четырёхсерийный телепроект. Я присоединился к нему позже, когда подумал, что было бы здорово собрать из этого материала один большой, настоящий фильм.

— Приехав на фестиваль в Санкт-Петербург, открывая его своим фильмом, вы готовы ответить на вопрос, в чем заключается ваше «послание к человеку»?

— Чтобы найти ответ на этот вопрос, я снял более 70 фильмов и выпустил несколько книг. Было бы глупо попытаться уместить этот опыт в один слоган. Я не посланник, я всего лишь поэт. И я очень любопытен.
Снимать кино — моя профессия, это мой язык. Не могу сказать, что моя работа как-то систематизирована и структурирована. Я просто делаю то, что мне кажется единственно нужным и важным. Я иногда провожу такую аналогию: представьте, что к вам ночью забрались грабители, и вот вы слышите шум на кухне, выходите и видите пятерых громил, и один из них идет на вас, размахивая топором. Все что вам нужно сделать в данный момент, это прежде всего разобраться с тем, кто с топором. Вот примерно так же я берусь за новые фильмы.

Картину Вернера Херцога «О, интернет! Грезы цифрового мира» 20 октября можно будет также увидеть в Москве на международном фестивале кино о науке и технологиях 360°, который проводит Политехнический музей. А с 27 октября фильм появится в кинотеатрах, и Политехнический музей впервые выступит в качестве кинопрокатчика.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий