В Успенском соборе Московского Кремля обнаружены скрытые фрески

Это не первая находка, сделанная в ходе комплексной реставрации памятника.
В Успенском соборе Московского Кремля обнаружены скрытые фрески конца XV -начала XVI века. Это не первая находка, сделанная в ходе комплексной реставрации памятника. Восстановительные работы здесь идут уже пять лет и каждый день может принести открытия. Антон Николаев с подробностями.

Чудом называет главный хранитель Успенского собора Алексей Барков открытие, которое реставраторы сделали в храме, где казалось, давно изучен каждый сантиметр. Это была плановая реставрация, во время которой на одном из столбов иконостаса была обнаружена фреска. О её существовании догадывались, но никогда не видели, фреску закрывал сам иконостас. Когда его разобрали, открылась древняя живопись.

«Там не сохранилось подписи, там вообще никаких надписей не сохранилось. По иконографии мы предполагаем, что это явление Троицы Аврааму. Её обнаружение, её вообще нахождение на столбе – это, действительно, чудо. Потому что она должна была быть сбита при выполнении новой росписи в 1643 году. То, что её не сбили, то есть почему ее не сбили – один из главных вопросов», – заметил хранитель Успенского собора Московского Кремля Алексей Барков.

Искусствоведы предполагают, что дело было так. В 1642 году царь Михаил Фёдорович приказал обновить роспись Успенского собора, а ещё через 10 лет патриарх Никон решил обновить и сам иконостас. Прежний был в два раза ниже и не закрывал верхнюю часть столба с фресками.

«Вообще, в соборе в XVII веке постоянно что-то происходило. Буквально каждые 10 лет что-то красили, что-то переделывали. Особенно в алтарной части, в юго-восточной части, там перекраивали по высоте объём собора, добавляли помещения, вставляли своды, расширяли ризницу, строили библиотеку. В общем, каждые практически 10 лет в соборе что-то делалось», – заявил хранитель Успенского собора Московского Кремля Алексей Барков.

Новую роспись мастера выполнили за один сезон. Но прежние фрески почему-то удалили не везде. Благодаря этому они и дошли до нашего времени.

«Видимо, они что-то не успевали и поэтому в алтарной части, где можно было что-то оставить, они это просто не сбивали. И спасибо им за это. Возможно, аврал сделал для нас возможным видеть то, как собор выглядел до XVII века», – пояснил Барков.

Фрески рубежа XVI века в России можно увидеть всего в нескольких местах. Самое известное Ферапонтово, на втором месте – Успенский собор Московского Кремля. Плановая реставрация продлится здесь до 24 года. В скором времени подобным образом будет открыт и южный столб иконостаса. А значит, возможно, будет ещё одно новое открытие.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий