«Подольские курсанты». Фильм исторический, военный, достоверный, не выдуманный, из разряда тех картин, для которых и название не надо придумывать, ни в коем случае не надо, никаких метафор или игры слов, просто «Подольские курсанты».
У этого фильма вообще могло бы и не быть названия, как не было названия у тех двенадцати дней, в течение которых мальчишки, курсанты двух училищ? сдерживали части вермахта в местности к юго-западу от Москвы. Из трёх с половиной две с половиной тысячи погибли. И вы всё равно выйдете из кинозала в слезах, и не название вас туда заманит. Поэтому просто «Подольские курсанты». Анастасия Егорова – с премьеры фильма.
Идея снять фильм о подольских курсантах возникла у Игоря Угольникова и Вячеслава Фетисова в 2016 году. Подольские курсанты — ученики подольских артиллерийского и пехотного военных училищ. В октябре 41-го Гитлер стремительно приближался к Москве. На защиту столицы от фашистов были брошены все силы, которыми располагала Красная Армия. В резерве оставались лишь курсанты военных училищ Московской области. Подольским курсантам — мальчишкам, которым было по 16, 17 лет — поручили оборонять рубежи на юго-западных подступах к Москве.
Авторы фильма создали настоящую копию Ильинского рубежа на той же земле. По всей Калужской области были разобраны дома и собраны заново в село Ильинское образца 41-го года. Вырыли реку, перебросили мост, построили фрагмент Варшавского шоссе, по которому двигались танковые колонны фашистов, возвели доты. Для фильма привезли оригинальную технику: настоящие немецкие танки, специально восстановленные для картины, бронетранспортеры, танки Т-4, Т-2, Т-38, на подлинном Т-34 осталась даже эмблема танковой бригады Т-17, которая и воевала здесь, на Ильинском рубеже.
«Актеру ничего не приходится играть. Когда ты оказываешься на этой земле, рядом с этим оружием настоящим, когда на тебя едут настоящие танки, когда рядом падают твои друзья, которых сжигают из настоящих огнеметов, когда рядом свистят пули, пусть это шарики, которые в тебя попадают, организм сделает всё», — заявил актёр Игорь Юдин.
Военную атмосферу на Ильинском рубеже с 5 по 18 октября 41-го авторы фильма воссоздавали по подлинным документам. По видеозаписям бесед, оставшихся в живых подольских курсантов. По материалам Центрального архива Министерства обороны России, которые до этого были засекречены. И по немецким архивным документам. Последний бой на Ильинском рубеже немецкие историки полностью запротоколировали. А режиссер фильма его восстановил достоверно.
«Были моменты, когда я читал это и ревел. Не слеза скупая мужская, а прям рыдал. Настолько тяжелый материал в основе всего лежит. Они не прятались, они мечтали, мол, отправьте быстрее нас на фронт. Потому что скоро война закончится, думали они, а мы не успеем повоевать. У них был настолько мощный заряд, что немцы поражались», — заявил режиссер Вадим Шмелёв.
Большинство имен тех подольских курсантов так и остались неизвестны. Но у многих героев фильма есть реальные прототипы. Сергей Безруков сыграл капитана Ивана Старчака.
«Всегда поражаешься силе воли этого человека. На момент начала войны у него был 1001 прыжок. 1001-й был неудачным, он подвернул ногу и оказался в минском госпитале. То, что осталось за кадром, — это то, что я знаю об этом герое. Естественно бежал из госпиталя и прорывался к своим. И создал свою разведшколу. И портил нервы фашистам в тылу очень серьезно», — отметил он.
Евгений Дятлов исполнил роль Ивана Стрельбицкого — начальника Подольского артиллерийского училища.
«Мы встречались с его внуком. Он сказал, что мне нравится, что именно вы исполняете эту роль. Я считаю, что это правильный выбор. Для меня это было очень вдохновляющее слово», — признался артист.
Режиссер практически не прибегал к спецэффектам. Кино на 90% — это реальные съемки. В кино о настоящей войне всё должно быть настоящим. В том числе и число артистов. Титры «Подольских курсантов» длятся почти 8 минут. Этого дня съемочная группа фильма ждала полгода – премьеру перенесли с мая на ноябрь из-за ограничений, связанных с пандемией.
«Мы живем в очень лукавое время. Фильм должен выйти к 75-летию Великой Победы, фильм должен выйти именно сейчас, и должен стать основой нашего с вами понимания» — заключил сценарист, продюсер, заслуженный артист России Игорь Угольников.
Комментарии