В Эрмитаже проходит выставка, посвященная Императорскому фарфоровому заводу

300-летняя история предприятия представлена в работах Сергея Русакова.

«Память материала» – в Главном штабе Эрмитажа проходит выставка, посвященная Императорскому фарфоровому заводу. Трехвековая история предприятия представлена в работах Сергея Русакова. Репортаж Людмилы Бурим.

Петербургский фарфор, пожалуй, самый многоликий материал, который не только вошел в обычную жизнь горожан, но и занял свое заслуженное место на музейных полках. Белое хрупкое полотно продолжает вдохновлять художников.

«Императорский фарфоровый завод – это такое уникальное предприятие, в котором практически производится искусство, потому что практически нет границ между ремеслом и искусством в этом месте», – считает куратор выставки Инна Майстренко.

В новой экспозиции в Эрмитаже – около трехсот изделий, которые создал наш современник Сергей Русаков. Знаменитой кобальтовой сетки на этой выставке почти нет. Самый узнаваемый узор Ленинградского завода – всего одна из страниц многовековой истории и предприятия, и фарфора. Создатели экспозиции решили зайти с другой стороны.

История петербургского фарфора – это во многом история людей, которые его создавали. Для этих пластов выбрали специальные фотографии работников, которые хранились в архиве предприятия. Вот, например, знаменитый модельщик и литейщик – Иван Берёзкин. Вывел свою формулу, как обжигать крупные вазы, чтобы те не лопались в печи. Интересная жизненная история почти у каждого работника завода. Причем не только у тех, кто трудился здесь в прошлые века, но и у тех, кто работает сейчас.

«Это корочки – костяной фарфор с надглазурным, можно сказать, декорированием, потому что я изготовил специальные штампы, которые имитируют те печати, которые были на реальных пропусках. Принесли коллеги свои старые пропуска, и я имитировал немного почерк, немного печати», – рассказал художник Императорского фарфорового завода Сергей Русаков.

Лица мастеров, литейщиков, художников и директоров смотрят на посетителей не только с советских корочек костяного фарфора. Здесь собраны разные техники, многие из которых уже давно не используют. Например, литофания – это самое настоящее 3D-изображение, которое видно только при правильном освещении.

«Эффект разного слоя фарфора. Если я беру пластину в 5 мм и начинаю ее выбирать до самого тонкого слоя, то в тонком слое он светлый, в толстом слое он темный – собственно, эффект вот такой объемной фотографии», – пояснил Сергей Русаков.

Оценить все многообразие форм, которые может принять петербургский фарфор, можно в Главном штабе Эрмитажа.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий