Перед выступлением прославленный музыкант встретился с молодыми дарованиями северного города в колледже искусств. Еще осенью 2022 года на базе норильского колледжа искусств заработал 16-й региональный образовательный центр Юрия Башмета. По словам маэстро, здесь дают хорошую основу для профессионального роста молодых музыкантов. Мастер-классы по вокалу и теории музыки с молодыми дарованиями в этот раз провели Ирина Крутова и Елена Двоскина.
Норильск стал финишной точкой нынешнего майского фестиваля в Восточной Сибири, который открылся в Зеленогорске, затем переместился в краевую столицу — и, наконец, добрался до самого севера. Концерты посетило более пяти тысяч слушателей.
— Многие произведения звучали на фестивале впервые для зрителей Красноярского края, — рассказывает Юрий Башмет. — Я включаю в программу то, что мне самому нравится, и обязательно что-то новое, что родилось в последний сезон. И то, что наверняка не звучало в Красноярске, несмотря на то что здесь свой богатый репертуар.
Каждая из концертных программ, предложенных красноярцам, отличалась стилистическим разнообразием и концепцией замысла. На сцене заполярного норильского Театра драмы им. Маяковского (культурного центра города) камерный ансамбль «Солисты Москвы» выступил с программой из сочинений русских и зарубежных композиторов.
Вечер открыла ранняя Камерная симфония Георгия Свиридова для струнного оркестра. Созданная в 1940 году, она близка к музыке Шостаковича, оказавшего влияние на своего младшего коллегу. В романтическом Двойном концерте для скрипки и виолончели с оркестром Гаэтано Доницетти солировали Артем Котов и Алексей Толстов.
Вслед за двумя народными норвежскими мелодиями Эдварда Грига, исполненными ансамблем с необычайной нежностью и чуткостью, Юрий Башмет взял в руки альт и сыграл транскрипцию Соломона Душкина «Русской песни» из оперы «Мавра» Игоря Стравинского. Музыка, созданная по мотивам комической пушкинской поэмы «Домик в Коломне», написана в традициях городского романса и передает состояние подвыпившего героя, которое искусно имитировал альт Башмета.
Сокровенное анданте из Струнного квартета № 2 Чайковского сменила галантная музыка Дивертисмента № 1 Моцарта. Аплодисменты не смолкали. Не обошлось без музыкального подарка — ностальгический вальс японского композитора Тору Такэмицу из музыки к кинофильму «Чужое лицо» стал ярким завершением вечера. Как известно, Такэмицу собирался посвятить свой Альтовый концерт Юрию Башмету. Мечте композитора помешала болезнь.
Маэстро пообещал норильчанам вернуться в скором времени с концертами на Таймыр и даже не исключил выступления в арктическом Диксоне, уголке белых медведей на окраине Северного Ледовитого океана.
— Когда мы приезжаем из мегаполиса в другие города, от нас ждут чуда. А чудо — это только искренность, профессионализм плюс отсутствие фальши, — сказал Башмет.
IV Международный музыкальный фестиваль вновь пройдет в Красноярском крае через год, в конце мая 2024-го.
Комментарии