В Музее-квартире Алексея Толстого разгадывают тайны «Золотого ключика»

Для детей ли эта история? А если не только, то что таит в себе этот роман для взрослых? Что это за пьеса «Девочка с голубыми волосами, или 33 подзатыльника», и как она связана с романом «Чертова кукла» Зинаиды Гиппиус и повестью «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал? Что за странная топология у сказки: каким образом путь вниз приводит наверх? И справедливо ли считать, что Толстой всего лишь переработал итальянского «Пиноккио» Коллоди?

Смело отправляйтесь на выставку всей семьей, кураторы экспозиции Инна Андреева и Анастасия Кострикина для каждого приготовили свои смыслы и трактовки. Мало кто знает, что в первоначальном варианте у книги имелся подзаголовок: «Новый роман для детей и взрослых», то есть Толстой не считал ее исключительно детской сказкой. Всмотревшись в образы героев и в обстоятельства, в которых они оказываются, а также заглянув в биографию автора и вспомнив время, в которое создавался роман, внимательный читатель и узнает прототипов персонажей, и задумается о главном символе текста — золотом ключике.

В Музее-квартире А.Н. Толстого открылась выставка «В каморке папы Карло» / Автор: Сергей Куксин
Произведение на выставке раскрывается с трех сторон. Реальным биографическим событиям, вплетенным в канву сказки, посвящен раздел «Буратино — это я!». Тут, по точному определению Андреевой, можно проследить, как роман писался «символистом вне символизма», и отражения в нем нашла петербургская юность писателя, когда Толстой работал с Мейерхольдом, искал подвальчик для литературно-артистического кафе, да и просто богемная жизнь начала XX века.

Думаете, случайно приключения Буратино продолжаются шесть дней, а на седьмой герой находит свой театр?
О новейших прочтениях произведения Толстого расскажет блок «Alter ego, или Буратиноиды». Вообще «Буратиноиды» — это цикл работ художника Владимира Рябчикова, они здесь представлены широко. Вот вам Буратино с сединой на висках, бряцает что-то на гитаре, а вот — «Бедный Бурик», несложно догадаться, что на изображении череп с характерным носом, а дальше и вовсе Буратиниха в красной шапочке с косичками… Как оказалось, современные художники часто вдохновляются историей о непослушном сорванце и его друзьях. Здесь можно увидеть и пышную Мальвину в полосатом купальнике с короткой синей стрижкой, и Буратино в образе Дон Кихота…

Последний раздел «Нос — налево, хвост — направо» порадует юных поклонников сказки. Тут тебе и гигантский Карабас-Барабас, в бороде которого можно запутаться и попасть в его кукловодческие сети, и небольшая каморка-шкаф папы Карло, и нарисованный очаг… Кстати, даже если вы уже давно не верите в сказки, обязательно загляните в дырочку на холсте, которую Буратино проделал собственным носом.

А после погружения в визуальный ряд выставки кураторы предлагают задуматься над смыслом романа, обратив внимание, что экспозиция завершается белоснежным театром и ангелами. «Все приключения Буратино и его компании продолжаются всего 6 дней, а на 7-й они находят свой театр, — рассказывает Инна Андреева. — Толстой был верующим человеком. И мы постарались намекнуть на еще один сакральный смысл романа. Советую после выставки обязательно по-новому прочесть эту историю и подумать над тем, что автор не просто так уложил ее в такое количество дней».

О тайнах «Золотого ключика» известно как будто бы все. Но фантастический и театральный мир, созданный писателем, с символами и реалиями Серебряного века благодаря выставке разворачивается совершенно иначе и заново открывает хорошо знакомую с детства сказку.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий