В Доме музыки сыграли премьеру спектакля «Вольфганг. Или Амадей?»

Название спектакля сразу дало понять, что история посвящена великому Моцарту. Но и заинтриговало, позволив предположить, что станет еще одной интересной попыткой исследования творчества композитора и его личности. Автором пьесы, разыгранной на сцене Театрального зала Московского международного Дома музыки, выступила Анна Черкасова, режиссером — Никита Кобелев, в главных ролях Авангард Леонтьев и Кирилл Гребенщиков.

Но все оказалось и проще, и сложнее. Создатели спектакля пошли по многократно проторенной драматургической дорожке и вслед за многими художниками и писателями вновь предприняли попытку раскрыть тайну смерти Моцарта, будто именно в ней скрыт секрет его гениального таланта.

…1825 год, пошел месяц после смерти Сальери… Встречаются два немолодых человека. Один — скромный учитель музыки (Авангард Леонтьев), он боготворит Моцарта. Другой, чем музыкальный талант не был признан, и он стал аптекарем (Кирилл Гребенщиков) — ненавидит композитора, но очевидно, очень хочет прославиться любым способом.

В поиске интересного сюжетного хода порой пьеса пренебрегает главными моцартовскими заветами, один из которых гласит: «Страсти, бурные или нет, никогда не должны выражаться так, чтобы вызвать отвращение; и музыка, даже в условиях величайшего ужаса, никогда не должна быть болезненной для слуха, но должна льстить и очаровывать его и тем самым всегда оставаться музыкой».

Авторы проекта мудро и этично не стали вкладывать в уста Моцарта или Сальери собственные тексты. Спектакль незатейливо поставлен в формате «читки пьесы»: двое артистов без грима и костюмов, сидя на пластиковых стульях, зачитывают текст со стоящих перед ними пюпитров. Иногда их полуторачасовой разговор переходит на повышенные тона, но новыми смыслами и эмоциями не прирастает. Это явно не тот спор, где рождается истина: «Ни высокая степень ума, ни воображение, ни то и другое вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь — вот душа гения», — не зря в одном из своих писем заметил Моцарт.

А тут лишь становятся понятно, что любой хорошо упакованный вымысел можно легко подавать в качестве очень личных воспоминаний, на которые всякий человек имеет право и свободу. И все же, как опять же заметил главный, хоть и отсутствующий на сцене герой: «Говорить красноречиво — очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться».

Фоном для диалога, помимо предсказуемых видеопроекций (сценография Марии Вольской, видеохудожник — Екатерина Чебышева), становятся, конечно же, и фрагменты из легко узнаваемых произведений Моцарта, Сальери, Глюка, Россини, которые звучат в скромном исполнении пианиста Павла Шатского.

И как выясняется в финале диалога, именно аптекарь, что вполне предсказуемо по роду его деятельности, самопровозглашает себя моцартовским отравителем. Но в веках его имени не остаться. Высшая справедливость не позволит этой отчасти гламурной версии получить распространение. Каким образом и почему? Посмотрите спектакль и сами решите, тот ли это случай, чтобы хотелось сказать: «Над вымыслом слезами обольюсь» …

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий