Уходящий сезон для Театра на Бронной стал знаковым — труппа вернулась в историческое здание в центре Москвы, обрела с молодыми артистами новое дыхание, да и в целом после затянувшейся «жизни в себе» понемногу нащупывает собственный голос. Самое время подытожить сделанное и заглянуть в грядущий сезон. Художественный руководитель Театра на Бронной Константин Богомолов и директор Елена Мироненко рассказали журналистам о премьерах, гастролях и, конечно, финансах.
Возвращения театра на Малую Бронную после более чем двух лет ремонта ждали не только сами артисты. О том, как заждались и рады встрече зрители, говорят цифры: за два месяца с момента переезда (он состоялся в апреле) театр заработал столько же, сколько за весь предыдущий сезон — 81 миллион рублей.
— Думаю, в следующем сезоне мы сможем существовать исключительно на заработанные нами деньги, не прося ничего из бюджета. Моя мечта — прийти к модели Олега Павловича Табакова, при котором МХТ им. Чехова блистательно зарабатывал и на эти средства, собственно, жил, — говорит Константин Богомолов.
И это только кажется, что деньги и творчество — разные полюса. Именно в деньги конвертируется интерес зрителя. На что же ходили в уходящем сезоне? Прежде всего на премьеры — а их Театр на Бронной выпустил сразу шесть: «Оля+Сережа» Евгении Горомовой, «Вишневый сад» Микиты Ильинчика, «Платонов болит» Александра Молочникова, а еще «Таню», «Дядю Леву» и «Гамлет in Moscow» в режиссуре своего худрука.
Уже сейчас Константин Богомолов активно репетирует «Вы чье, старичье?» по Борису Васильеву, премьеру ждут осенью. Линия советской драматургии будет продолжена им в спектаклях «Летят журавли» и «А зори здесь тихие».
Несмотря на то, что на этот же материал претендует Эмир Кустурица в Театре российской армии, я надеюсь, пока он соберется, мы уже все выпустим, — пошутил режиссер.
Обещает он и еще одну «дикую, яркую, зрительскую» историю — спектакль «Алиса в ч/б». Что-то в ней будет взято у Льюиса Кэррола, что-то выдумано и добавлено, но спектакль продолжит разговор, начатый постановкой «На всякого мудреца» в Театре наций и продолженный «Гамлетом in Moscow» — он погружает зрителя в мир столичной богемы, ее спален, офисов и ресторанов: насколько нелепо выглядят эти персонажи, которым страшно хочется казаться тонкими и осведомленными, высокомерно рассуждая об искусстве и вечных ценностях.
Роман Самгин поставит «Без вины виноватые», Андрей Прикотенко — собственную переработку античной «Федры». Будет даже музыкальный спектакль про Гагарина — за него возьмется хореограф Олег Глушков. Не забыли и про юных зрителей — им представят «Незнайку» и «80 дней вокруг света».
Но и сейчас, с закрытием сезона, жизнь в театре не утихнет. Уже с 9 июля здесь запустят цикл экскурсий, гидами выступят молодые артисты, гостей посвятят в историю здания, его секреты и легенды, проведут за кулисы и в гримерные. «А с 16 по 24 августа мы отправимся на гастроли в Санкт-Петербург, где на сцене Александринского сыграем сразу четыре премьеры сезона», — отметила Елена Мироненко.
Отдельно худрук театра Константин Богомолов обратил внимание на обновление труппы — в прошлом году к ней присоединились 12 актеров и еще девять в нынешнем. Каждый сезон в театре отсматривают полтора десятка потоков выпускников самых разных российских вузов. «Могу заверить, что у Театра на Бронной сегодня самая перспективная труппа в Москве, на этих артистов надо ходить, их надо смотреть. Это будущее российского театра», — подытожил Богомолов.
Кстати о переменах
Худрук Театра на Бронной прокомментировал и кадровые изменения, случившиеся сразу в нескольких театрах столицы. Тема горячая, в театральном мире все обсуждают. На прошлой неделе новое руководство было назначено в «Гоголь-центре» и «Школе современной пьесы», а в «Современнике» все вопросы творческой повестки будет определять не худрук, а худсовет.
— Кадровые изменения — дело департамента культуры Москвы, как учредителя, — напомнил Богомолов. — Конечно, мне жалко, что какие-то люди, которых я знаю и к которым с симпатией отношусь, потеряли работу, но они снова ее найдут — они профессионалы. Не менее важно для меня, чтобы те, кто придет им на смену, не были затравлены. Чтобы они могли выстроить свое пространство.
По словам режиссера, новоназначенные худруки «входят в тяжелую воду» — и «нужно относиться к ним с пониманием». Как правило, за пересудами о кадровых вопросах следуют разговоры об ограничении свободы в российском театре. Богомолов подчеркнул: это во многом надумано. И для него примером служит его Театр на Бронной: «Это абсолютно свободный театр. И наш последний спектакль «Гамлет in Moscow» это доказывает. Меня никто никогда не цензурировал — вот вам крест», — заверил режиссер.
Комментарии