Театр Армии отмечает юбилей

Юбилей сегодня отмечает Театр Армии – когда-то Советской, а ныне – Российской. Его открытие состоялось 6 февраля 1930 года. В этот день зрителям показали спектакль «К.В.Ж.Д.», посвященный событиям на границе с Китаем. Об истории легендарного театра – Валерия Кудрявцева.

«Это самая большая сцена в СССР. Ее высота равна десятиэтажному дому. Здесь легко могут разместиться более полутора тысяч актеров, эскадрон конницы, автомобили, танки». На кадрах хроники – гордость Советского Союза – единственный в мире театр, подчиняющийся Министерству оборону. С момента основания в 1930-м он – не только храм искусства, пропагандирующий военное и историческое могущество нового государства, но выездной театр. Отдаленные гарнизоны и горячие точки – с момента основания и до сих пор.

«Жизнь нашего театра соткана из двух половинок. С одной стороны, ежевечерние спектакли на большой, малой и экспериментальных сценах, а с другой – постоянная наша работа в воинских частях, выезды, это так называемая привычным словом военно-шефская работа. Это не такая – обязательно надо, а это органично существующая в каждом из нас чувство, что мы это делаем и с большим желанием», – рассказал главный режиссер Центрального академического Театра Российской Армии, народный артист России Борис Морозов.

Так было всегда. Ольга Богданова служит в Театре Армии без малого полвека, говорит: желание быть там, где трудно, передается из поколения в поколение. С началом Великой Отечественной войны девятнадцать фронтовых концертных бригад выступали на фронте и в тылу.

«22 июня – первые эшелоны уходят на фронт, началась война. И стоит Нина Афанасьевна Сазонова и говорит: как я буду петь? Вон там плачут люди – прощаются, там какая-то парочка прижались друг к другу, и все плачут, отправляют своих женихов, мужей на фронт. И мы в ярких цветных сарафанах запоем веселые частушки. А он говорит: Ниночка, вот и пойте! Они запомнят этот момент радостным, не надо, чтобы они помнили только слезы. Зато пойдут дорогами войны и будут вспоминать, куда они хотят вернуться», – вспоминает народная артистка России Ольга Богданова.

Война коснулась и здания Театра Армии, построенного в форме пятиконечной звезды. В 40-м году оно было самым высоким в Москве. Отличная мишень для немецкой авиации, с воздуха видно за более, чем 40 километров. И вот в 41-м театр исчез, как не было. В новом музее можно узнать многие подробности его истории.

«Как его прятать – решили наши художники Ниссон Шифрин и Иван Федотов, они очень быстро сделали эскизы, и за эти эскизы посадили весь театр: и артисты, и декораторы, и столяры. Шили сетки, делали рощи, маленькие домики, как будто разнообразие крыш, как будто это не театр сверху, а многообразие крыш маленьких домиков Божедомки, которая была рядом», – говорит заведующая историко-мемориальным залом Театра Российской Армии Елена Маньшина.

Творческий расцвет театра связан с именем Алексея Попова, ученика Станиславского, который в 1935-м встал у руля на более чем двадцать лет. Кроме военной тематики, он много внимания уделял классике. Его спектакли «Полководец Суворов», «Сталинград», «Укрощение строптивой», «Дядя Ваня» гремели в Москве. В следующем поколении театр возглавил сын легендарного худрука Андрей Попов. И часто зрительный зал, который по размеру под стать сцене – полторы тысячи мест, – не мог вместить всех желающих.

«Нам по студенческим давали – мы сидели на ступенечках. А потом я помню, что на ступенечках сидел Бондарчук – не Федор, а папа. На «Смерти Иоанна Грозного», которого Хейфиц ставил», – вспоминает народная артистка РСФСР Алина Покровская.

На эту – самую большую в Европе – сцену Театра Армии выходили Любовь Добржанская, Людмила Касаткина, Федор Чеханков. Легендой театра был Владимир Зельдин, игравший спектакли в свои сто лет – от «Учителя танцев» до «Дон Кихота».

В новейшей истории театр Армии по-прежнему выезжает в горячие точки – недавно бригада вернулась из Сирии. Ставятся новые спектакли и сохраняется уже собственная классика. Например, постановка Алексея Попова «Давным-давно» – героическая музыкальная комедия Александра Гладкова: история Шурочки Азаровой, которая ушла на войну 1812 года, переодевшись корнетом, некогда знаковая для театра – сегодня снова в репертуаре.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий