Сотрудники Третьяковки провели брифинг по результатам исследования «Чёрного квадрата»

Сенсации в мире искусства случаются нечасто, и журналисты не могли пропустить сообщение сотрудников Третьяковской галереи, прозвучавшее на конференции по Казимиру Малевичу. Научный доклад о знаменитом «Черном квадрате» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни одно средство массовой информации не прошло мимо открытия искусствоведов. И вот спустя неделю сотрудники Третьяковки провели брифинг, посвященный результатам своего исследования. Точку в изучении «Чёрного квадрата» ставить еще рано.

«Черный квадрат» или «Битва негров в темной пещере»? Именно этот вопрос, похоже, интересовал собравшихся на брифинг журналистов в первую очередь. Во всяком случае, фото и телекамеры пытались отыскать на полотне надпись о «битве негров». Но, конечно, ничего не нашли. Перед тем, как обнародовать данные последних исследований картины Малевича, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала небольшую предысторию.

«Хочу обратить ваше внимание: это только первый этап исследования, связанного с «Черным квадратом». Для того, чтобы делать какие-то серьезные выводы, нам нужно расширить сферу исследования, провести исследования ранних работ 1915 года Малевича», – отметила директор Третьяковской галереи.

Все точки над «и» расставила Екатерина Воронина – одна из авторов наделавших много шума исследований. Она продемонстрировала кадры, полученные при помощи рентгенографирования, съемки в ультрафиолете и инфракрасном свете картины Малевича. Действительно, как сообщалось ранее, под «Черным квадратом» обнаружилась еще одна неизвестная ранее картина Малевича. Еще одна была известна искусствоведам и ранее, но теперь ее реконструировали. Сделанное открытие отчасти позволяет судить о том, как Малевич создавал «Квадрат». У искусствоведов две основные версии.

«На каком-то этапе у него рождается идея написать «Черный квадрат». Тогда по внутренним границам протосупрематиечской композиции он прокладывает полосу черной глянцевой краски, а по внешней – белую полосу свинцовых белил. По другой версии, связь между двумя нижележащими композициями более тесная. Находясь в поиске создания нового живописного направления, Малевич находит в своей мастерской одно из кубофутуристических полотен. И решает его переделать. Некоторые элементы одной композиции сохранены в другой. Затем у него появляется идея написать «Черный квадрат»», – рассказала она.

И, наконец, искусствоведы раскрыли историю с надписью. «Сейчас у вас есть возможность впервые прочитать, увидеть на экране монитора: слово «битва», слово «негров» и третье слово, которое сохранилось в руинированном виде, мы его интерпретируем как «ю» – «ночью»», – продемонстрировали они.

Эксперты осторожно предполагают, что первоначально Малевич и собирался написать «Битву негров ночью». Но позднее, возможно, понял, что создал не картину-шутку, а что-то новое. И полотно вошло в историю под названием «Черный супрематический квадрат».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий