Шоу-бизнес вытряхнул все свои старые песни о главном

В этом году Рождество в поп-культуре победило Новый год. По количеству тематических песен религиозный праздник превысил свой светский аналог. Во многом так случилось благодаря западным артистам, которых на этот раз просто прорвало на сотни каверов старых-престарых хитов. Они, конечно, из года в год перепевают что-то горячо любимое, но не в таких количествах. Так и получилось, что за неделю до Нового года у нас практически нет достойной альтернативы звенящим отовсюду Jingle Bells. Сегодня «ЗД» слушает то немногое, что все-таки есть.

Певица Женя Любич традиционно под Новый год радует публику новой снежной балладой. На этот раз в роли белой зимней песни оказалось ее музыкальное высказывание на стихи Осипа Мандельштама «Медлительнее снежный улей». Это произведение сложно назвать песней в привычном нам формате — куплет плюс припев. В ней только один длинный куплет, и вся эта тихая радость длится две с половиной минуты. Музыка погружает нас в состояние созерцания медленного падения снежных хлопьев при полном штиле. Окна, занавешенные снегопадом, и тишина, которая неминуемо приходит утром после шумного праздника. О чем-то похожем по смыслу пела шведская ABBA в своем новогоднем мегахите 1980 года Happy New Year (Шампанское закончилось / И фейерверк закончился / Вот мы и здесь, я и ты, / Потерянные и грустные…), пела тоже в минорной тональности, но вышло как-то поживее, танцевальнее и ритмичнее. Песня Любич, правда, формально не новогодняя, но вполне отражает состояние рождественской тишины или новогодней постшампанской опустошенности в душе.

Что-то очень похожее по настроению и состоянию выдала и американская певица Билли Айлиш. Накануне Рождества она спела в прямом эфире на телевидении тихую старую песню Have Yourself A Merry Little Christmas. Первой ее в 1944 году исполнила Джуди Гарленд, известная как «девочка из страны Оз», актриса, сыгравшая главную роль в знаменитом детском голливудском блокбастере, аналогом которого в Советском Союзе был «Волшебник изумрудного города». Джуди была безумно любима американцами и до сих пор считается эталоном в исполнении рождественской песни, которую выбрала для себя современная вечная «девочка» Билли Айлиш, кумир тинейджеров.

Многие артисты в разные годы создавали различные переделки этой песни, в том числе мимо нее не смогли пройти Фрэнк Синатра и Кристина Агилера. Общими усилиями артисты практически ежегодно удерживали ее на вершинах рождественских хит-парадов и вволю наживались на ней. В 1995-м ее исполнила певица Лорна Лафт, дочь Джуди Гарленд, а вот вторая ее дочь, более известная как кабаре-дива Лайза Миннелли, этого хита своей матери не пела. Но зато спела много чего другого — яркого и занимательного.

Билли же облекла песню в свое уникальное звучание, сладкую карамельную тягучесть превратила в модный нынче шепот с придыханиями и похрипываниями, но сдерживать свой набирающий силу вокал все-таки не стала. Мощный голос юной поп-идолки в этом кавере оплетают кружевами аккуратное сопровождение пианино, тихое бульканье контрабаса и еле слышный шелест ударных тарелок.

В свою очередь в этом году группа U2 реанимировала рождественскую песню, которую исполнила в 1987 году, — Christmas (Baby, Please, Come Home). Впервые с тех пор Боно и Кº включили ее в свою концертную программу, чем поставили на уши всех своих бесчисленных фанатов. Этот также один из главных поп-хитов из разряда «вокруг елки» впервые был записан своим автором, соул-певицей Дарлин Лав в 1963 году. С тех пор хит так же, как и предыдущий, подхватывали многие, включая Мэрайю Кери, Джона Бон Джови, Шер и Foo Fighters. Безусловно, U2 исполняет этот хит с особой душевностью и харизмой, на которую способен Боно, — сначала под одну только акустическую гитару, мастерски звучащую в руках их основного гитариста Эджа, но на втором куплете в эту «ламповость» включаются и другие музыканты группы. Услышав знакомую мелодию, которую многие считают оригинальной «ю-тушной» (как считали очередным хитом «А-Студио» мастерский кавер «Так же как все» Аллы Пугачевой), зал затаил дыхание с первых аккордов, а потом, конечно, радостно стал подпевать слова, которые в англоязычном мире давно выучили все, как у нас «Маленькую елочку».

Накануне зимних праздников Лана Дель Рей перепела песню Unchained Melody своего любимого Элвиса Пресли, которую он исполнил за два месяца до смерти. Специально для шоу «Рождество в Грейсленде» (это шикарное поместье Элвиса в Мемфисе) певица отрепетировала номер с этой душераздирающей, печальной балладой. Аланис Морисетт добавила в свою очередь попсовости в шоу, исполнив Last Christmas от Whаm!, рэпер Post Malone признался Элвису в любви, сплясав на фоне подмигивающей огоньками елочки с его песней (You’re The) Devil In Disguise, Джон Ледженд приправил мероприятие надеждой на светлое будущее праздничной песней Happy Christmas (War Is Over) из наследия Джона Леннона, Кейн Браун спел Blue Christmas (прах Элвиса тревожили не единожды), кантри-дива Лэйни Уилсон порадовала публику старым, практически народным хитом Santa Claus Is Back In Town. А в финале и уже все вместе заокеанские поп-звезды сотворили нечто вроде «Старых песен о главном» в роскошных декорациях дома Элвиса Пресли, распевая песни в сопровождении госпел-хора на всех углах — от гостиной до крыльца, бассейна и конюшни, устроив настоящий «цирк с конями».

Не отставать от общего тренда — оборачиваться на прошлое и искать точки опоры на маяках поп-культуры прошлого века — мудро решила и московская группа «Моральный Кодекс» и выпустила новый клип на песню «Ты Же Знаешь» авторства певицы Натальи Ветлицкой. Сам по себе подобный почти коллаб уже сенсационен, учитывая бэкграунд и группы, и поп-звезды. Г-жа Ветлицкая некоторое время назад горела амбицией камбэка, но давно живущей в Испании поп-диве не очень удалось дважды войти в давно убежавшие воды. Ну хотя бы в такой вот инкарнации — авторки песни — что-то как-то изобразилось. Типа, на полшишечки.

«Эта песня посвящена ее величеству женщине, ее личности, духовному миру и состоянию. Она призывает женщин быть честными перед самими собой, свободными, любимыми и процветающими», — чуть не лопнув от пафоса, разметался бисером восторга лидер группы Сергей Мазаев. Впрочем, его чувства понять можно — мужчина всегда был и есть неравнодушен к женской красоте. По словам музыканта, «эта история — одновременно пародия на сказку о «Красавице и Чудовище» и аллюзия на роман режиссера Якина и его пассии, ради которой он «бросил свою кикимору» в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Хоть ничего новогоднего или рождественского, даже зимы, клип не содержит, он поддерживает расслабленное и ностальгическое праздничное настроение предстоящих каникул.

Но какой же праздник без треша и угара? Питерские рокеры Jane Air объединились со своими земляками The Hatters и записали лютую совместку «Новый Год в Темноте». У них получилась короткая, но очень емкая по смысловому и музыкальному содержанию зарисовка в стиле цыганского панка — с безумными метал-барабанами и лязгом всевозможных инструментов, в сопровождении истошных криков и боя посуды, — повествующая о несчастном случае короткого замыкания электричества за минуту до боя курантов. Метафора, конечно, величественна, но хочется пожелать только, чтобы эта песня не стала пророческой ни для кого из участников записи. А то ведь, бывало, музыканты споют о чем-то — и вуаля! Дедушка Мороз наготове…

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий