«Пикассо & Хохлова». В ГМИИ имени Пушкина открылась новая выставка

«Пикассо & Хохлова». В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка, посвященная истории любви испанского художника Пабло Пикассо и русской танцовщицы Ольги Хохловой. В экспозиции — фотографии, предметы из семейного архива и картины. Подробности — в репортаже Станислава Дорэ.

20-е годы прошлого века стали переломными для Пабло Пикассо. Жизнь художника, которого в мире искусства называли анархистом, кардинально изменилась. От смелых экспериментов в кубизме он переходит к традиционным формам. Начался неоклассический период в его творчестве. Но главная трансформация – то, что страстный испанец, известный своими любовными похождениями, остепенился. Женился на русской балерине, купил дом, стал отцом. Внешне: идеальная, красивая, благополучная картинка, но этот брак был обречен с самого начала.

«Это были сложные отношения, но жизнь с Пикассо и не сулила лёгких отношений, Он жил искусством, и его подлинной женой всегда было искусство», — рассказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

Они познакомились в 1917 году, в Риме, во время работы над балетом «Парад» Жана Кокто и Эрика Сати в рамках Дягилевских антреприз. Бурный роман художника с русской красавицей, которую он нежно называл «Моя Хохлова», горячо обсуждали в обществе. Их брак год спустя стал одним из главных светских событий. Но историю этой любви назовут одной из самых драматичных, а чувства Хохловой к Пикассо – невротическими и больными. Уже в первых письмах она пишет, что любит его сильнее, и что он никогда не будет способен полюбить её с такой же отдачей.

«Странное признание, которое делает партнёров в браке неравными и ставит одного в положение вечной жертвы. И в роли жертвы он прожила всю жизнь», — отметил куратор выставки Алексей Петухов.

Эта выставка – своеобразный ремейк экспозиции, которая в прошлом году с большим успехом прошла в парижском музее Пикассо. Российскую версию значительно расширили и дополнили. Спонсором выступил банк ВТБ.

«Когда мы увидели планы музея на 19-й год, у нас не было ни тени сомнения, что мы выступим спонсором этой выставки. Мы не один год сотрудничаем с музеем, и это систематическое сотрудничество», — поделился вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.

Внешне жизнь Хохловой напоминала сказку — в одно мгновение русская эмигрантка, безвестная артистка кордебалета стала музой гения, одной из главных героинь светского мира.

Почти на всех портретах 20-х годов Ольга Хохлова печальна. Это не образ, её истинные чувства. Она сильно переживала за свою семью, которая осталась в России, испытывала чувство вины, что живёт благополучной сытой жизнью. Через 10 лет Хохлова снова впадает в жуткую меланхолию. Причина иная – её брак с Пикассо трещит по швам.

Свою любовницу, 17-летнюю француженку Марию-Терезу Вальтер, Пикассо встретил в 27-м. Узнав о систематических изменах мужа и внебрачном ребенке, Хохлова резко изменилась — истерики и скандалы стали привычными в их доме.

Куратор выставки, внук Пабло Пикассо, Бернар Руиз Пикассо, считает, что такой финал был неизбежен.

«Чтобы двигаться вперёд и открывать что-то новое, ему требовались новые источники вдохновения. Это оказалось сильнее любых традиционных ценностей, в том числе, и семейных», — заключил куратор выставки, внук Пикассо Бернар Руиз Пикассо.

«Она слишком многого от меня хотела», — так позже Пикассо охарактеризует этот брак. К слову, официальными супругами они оставались до смерти Хохловой в 55-м году. На развод не соглашался сам художник, и вовсе не потому что они были венчаны. Он не хотел отдавать половину имущества, а она до конца жизни любила только его и верила в то, что этот брак был заключён на небесах.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий