«Находка»: Исцеление вертухая

«Находка» — режиссерский дебют Виктора Демента, по первой профессии актера, потом — документалиста, а потом — выпускника режиссерской мастерской Марлена Хуциева.
Выбрав повесть Тендрякова, дебютант шел на риск: посетители кинотеатров слишком прикипели к «экшн» и разучились всматриваться в «фильмы состояний», могут заскучать. Рассказ идет об инспекторе рыбнадзора Трофиме Русанове. Жизнь он ведет размеренную, неторопливую, рассекает моторкой гладь озерного края, отлавливает браконьеров и сдает куда надо «рапортички». А главный сюжет связан с пересмотром всех его жизненных принципов — словно из замороженного истукана вдруг вылупился новый человек.

Тендряков взял типичный для эпохи характер: его Трофим образцовый советский человек — установленные правила принимает буквально и на их страже стоит бдительно. Он классово ненавидит каждого, кто пытался внести в эту омертвевшую систему что-то не предусмотренное регламентом, живое. Обжить этот суровый мир. Ушицу сварить. Поросяток завести. Он это все тщательно отслеживает — во всем ищет непорядок, бдит. Он этим живет — словно хорошо выдрессированная собака-ищейка, служит невидимому хозяину, закону, принципиально отделенному от живых людей.

Так и существует, всеми ненавидимый волк-одиночка. Пока не откроется ему вдруг, что из правил, которые он охраняет, все человеческое тщательно выскоблено. Что, живя по закону, выжить в России невозможно — вот и живут «по понятиям». Это для системы удобно: люди всегда «на крючке», любого бери голеньким. Но пока не придет пора — все молчат, все играют в необъявленную игру. Это сугубо российская наука, чужим не понять, но она так въелась в нашу жизнь, что беззаконие само стало законом. И вот как раз начетчик Трофим не понимает. И главный сюжет фильма — процесс прозрения. И первый толчок ему даж найденный в тайге живой комочек… толчком для душевного переворота стала, по Достоевскому, слеза ребенка. Человеческая трагедия, с которой он, всеми ненавидимый волк-одиночка, столкнется лицом к лицу.

По жанру — это «фильм выживания». Выдающаяся работа оператора Андрея Найденова погружает нас в марсианский, по Тендрякову — «обморочно неподвижный» пейзаж. Этот природный космос равнодушен к нашим драмам, в нем человек одинок. Да и людской мир здесь являет изначальную жестокость, свой космический холод.

Но все же главный сюжет — оттаивание человека, возвращение его сердцу дара сочувствия. Этот фильм косвенно спорит с распространившимся в искусстве убеждением, что человек изначально порочен, что его нужно держать в узде и страхе — а свобода вредна для простого народа, как сказано в одном хорошем спектакле. Тему повести Тендрякова можно трактовать и шире: Трофим — это фактически тип вертухая, верного пса режима. От него тянутся нити к бесчисленным охранителям режима с пустыми глазами и обостренным, как у овчарки, нюхом.

Оценим мастерство режиссера-дебютанта. Он работает с высокой литературой, а там главные средства — слово, выразительный, «говорящий» пейзаж, точный эпитет. А кино искусство конкретное, и если в нем пейзаж заговорил — это редкая удача, виват оператору. У Виктора Демента и его оператора замороженная тайга с ручьями, дальним предвестием весны, — один из главных героев картины.

Кроме того, режиссер полагается на актера, исполняющего роль Трофима — большую часть картины ему предстоит держать внимание зала в одиночку. Успех этого фильма — это в немалой степени успех Алексея Гуськова, который может быть убедительным и Папой Римским, и дирижером симфонического оркестра, и вот таким высеченным из камня Трофимом. У него такая фактура — универсальная, глубокая, чуткая. И ему удается с филигранной тонкостью передать почти не слышные шевеления души, которые предвещают излечение, как те зимние ручьи — весну. За эту роль актер удостоен наград многих фестивалей, включая призы в Благовещенске и французском Онфлере.

Режиссер фильма Виктор Демент окончил ГИТИС (актерский факультет, мастерская Евгения Лазарева), играл в театрах и на ТВ.

Снимал документальные фильмы, окончил мастерскую Марлена Хуциева во ВГИКе.

«Находка» — его дебют в полнометражном игровом кино. Призы за сценарий конкурса «ЭКС_ЛИБРИС» и за лучший проект фильма на рынке копродукции в Берлине.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий