Музей «Новый Иерусалим» празднует 100-летие

Музей «Новый Иерусалим» отмечает 100-летие. К юбилею приурочили фестиваль «Лето. Музыка. Музей» и выставку «Возвращение в усадьбу». Это коллекция сохраненных артефактов из подмосковных усадеб. В экспозиции — более 400 предметов искусства, которые принадлежали Романовым, Голицыным, Шереметьевым, Лопухиным.

Путешествие в историю идет в обратном порядке. Первые шаги — по усадьбам сегодняшним: и отреставрированным, и дошедшими до ХХ века в том виде, в котором сохранило их время. Дальше путь пролегает одновременно сквозь две эпохи: когда виднейшие фамилии сохраняли свои родовые гнезда, выкладывая последние средства, и тут же, наложением — история ХХ века.

«Заканчивается река времени 1943 годом. Истра была оккупирована осенью 1941 года и для нас был важен этот рубеж, потому что в процессе оккупации музей понес серьезный ущерб в собрании», — рассказала куратор выставки Ксения Новохатько.

Первые акты по утратам датированы 1943 годом — ветхие листки бумаги говорят о пропавших портретах. И рядом — предметы, поступившие в собрание чуть позже, западноевропейская живопись. Эта коллекция как раз характерна для усадеб XVIII века, когда любили все иностранное и формировали так называемую шпалерную развеску — живопись
подбирали по декоративному признаку, подгоняя по размеру и обрамляя в едином стиле. Это золотой век усадеб, продлившийся до второй половины XIX века.

«Эпоха Николая I — во многом вкусы эклектичны. Вкусы государя, вкусы императрицы Александры Федоровны представлены в более поздних вещах, менее архитектурная мебель, перегруженные произведения фарфора. Личный вкус отражает предпочтение царской семьи — это копировалось и в дворянских усадьбах», — сообщил научный консультант проекта, историк Александр Савинов.

Часы каминные 1860-х годов — редкий экземпляр. В фарфоре застыл литературный сюжет, сложнейшее произведение в техническом плане, созданное германскими мастерами. А стул из карельской березы — чисто русский предмет. Дерево, протравленное в квасе, приобретает зеленоватый оттенок. На выставке представлена половина музейного собрания мебели, почти вся коллекция живописи и семейных портретов. Возвращаясь к теме усадеб, музей возвращается к своей истории и закладывает будущие традиции, одна из которых — фестиваль под открытым небом «Лето. Музыка. Музей».

Первыми гостями фестиваля под открытым небом стали гости выставки, потому что из музейных залов попадаешь прямиком на концертную площадку. Дело в том, что этот вечер проходит под знаком триединства — звук, искусство и особая атмосфера.

Открыл фестиваль госоркестр имени Светланова. Одновременно дирижировал и солировал Максим Венгеров — все как во времена Бетховена, чей концерт для скрипки с оркестром и прозвучал.

«В XVIII и XIX веках любой солист — его профессия предполагала и дирижирование тоже. Концертмейстер всегда мог встать со своего места и сыграть концерт», — заявил скрипач, дирижер Максим Венгеров.

Концерт открытия посвящён 250-летию со дня рождения композитора. А вообще в афише фестиваля — не только симфоническая музыка, но и камерная, и джаз. Фестиваль продлится 5 дней, а выставка — до конца мая следующего года.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий