Московская театральная школа Олега Табакова завершает приемную кампанию на 2023/2024 учебный год

— Как вы стали преподавателем?

На самом деле все началось, когда еще не существовало театральной школы. Олег Павлович Табаков и Михаил Андреевич Лобанов несколько раз звали меня преподавать в Школу-студию МХАТ, но я всегда отказывался от этого предложения. Мне казалось наглостью согласиться и прийти туда, где тебя самого учили великие педагоги. Когда сбылась мечта Олега Павловича и открылась наша Школа на Чаплыгина, мне снова поступило предложение от Табакова. Поскольку начиналось все с нуля, я решил рискнуть. Для меня это была настоящая афера. Я помню, как говорил на эту тему с Женей Писаревым, как он мог прийти преподавать на курс к Покровской, к своему учителю. Он мне сказал: «Сначала я очень боялся, а потом понял, что без этого не могу». У меня случилась абсолютно та же история. Когда начал работать в Школе, подумал, почему я не занимался этим раньше, почему я так упирался и почему я так боялся. На мой взгляд, преподавание — это такая прекрасная болезнь, от которой нет никаких вакцин и прививок, и от этого невозможно отказаться.

— Получается, что вы тоже не можете без этого жить. А почему?

Понимаете, это особые ощущения. Преподавание — это какой-то взаимный сосуд. Педагог получает от студентов энергию, молодость и даже знания, как ни странно. Когда ты видишь, как студент делает даже небольшой успех, все больше овладевает этой профессией, чувствуешь некую собственную причастность к происходящему, — это немыслимая радость. Если посмотреть на труппу Театра Олега Табакова — это молодые люди, выпускники нашей Школы. Это очень приятно. Когда смотришь на их успехи на профессиональной сцене, уверенность в правильности действий всех педагогов театральной школы усиливается. Мы точно знаем, чем мы занимаемся и для чего все это. Как говорил Олег Павлович, в этой Школе мы учим артистов для себя, для своего Театра, а для себя ты всегда все делаешь хорошо.

— Многие выпускники, нынешние артисты Театра Табакова рассказывали, что во время учебы они всегда могли подойти к своим мастерам, спросить совет и не только по учебным вопросам. Нынешние студенты подходят к вам с личными вопросами?

Конечно они подходят спрашивать не только про вещи, касающиеся мастерства актера, но и задают какие-то личные, даже романические вопросы. Иногда они это делают витиевато, а иногда напрямую. Им кажется, что у них возникают неразрешимые проблемы, а это не проблемы — это прекрасная юность (смеется). Я стараюсь не только найти выход из ситуации, но и показать, что все эти трудности — часть жизни, которую невозможно исключить. Когда студенты подходят, это всегда безумно приятно, потому что ты понимаешь, что они тебе доверяют, что тебе как педагогу удалось найти общий язык. Между нами существует большая степень доверия, а в нашей профессии это очень важно, особенно между педагогом и студентом. Мне вообще кажется, что умение не стесняясь задавать вопросы, на самом деле, очень важно и для профессии, потому что артисты пользуются своим личным опытом и на сцене.

— А как вам удается расположить к себе студентов?

Это происходит постепенно. Нужно сначала хорошо узнать друг друга. И необходимо при взаимодействии со студентами поставить себя на их место, чтобы быть на одной волне. Это безумно приятно, потому что ты снова становишься молодым. Момент знакомства и начала работы дает почву для доверия и с моей, и с их стороны.

— Получается, нужно посмотреть на мир их глазами?

Да. Когда ты взрослый, проблемы уже другие. Но нужно стараться вспомнить, как то, что происходит с ними, было у тебя. Тогда они увидят, что ты их действительно понимаешь. Так возникает высокая степень доверия.

— Как во время отборочных прослушиваний вы понимаете, что именно этот претендент подходит?

Важно добиться доверия за очень короткое время общения, чтобы абитуриенты свободно рассказывали о себе в своей программе. Они все молодые и способные, но разглядеть это бывает сложно. Как говорит художественный руководитель Школы Владимир Львович Машков, взять неспособного страшнее, чем не взять талантливого. Талантливый все равно найдет свой путь, поступит в театральный вуз и все будет замечательно, а неспособный займет чье-то место. Еще, конечно, важно, чтобы абитуриент был искренним, заразительным и обаятельным, ведь это очень важные составляющие личности актера. Должно быть интересно слушать то, что он предлагает. Поступающий должен прочесть Онегина так, чтобы у педагогов появилось ощущение, будто они это впервые слышат. Вот это и есть талант.

— Нет страха совершить ошибку на прослушиваниях?

Как такового страха нет, но это очень волнительно. Моя задача — дать возможность человеку полностью открыться. Преподавателям важно понять, насколько абитуриент восприимчив и способен слышать, потому что в нашей профессии очень важно внимание.

— Кстати о профессии. Театральная школа Олега Табакова работает по принципу передачи профессии из рук в руки. Что это значит?

Олег Павлович Табаков, мой преподаватель, не любил расползаться по теории во время репетиций. «Смотри, старик, вот здесь делаем так, так и вот так», — говорил Табаков. Все, что он рассказывал, было по Станиславскому, по его теории, но мы постигали это на практике. Это и есть передача профессии из руки в руки. Студент не может просто прочитать книжки и стать настоящим артистом — так не бывает, никогда не было и не будет. Это должно идти на практике от преподавателя к студенту. Станиславский передал профессию Топоркову, тот Табакову, а Олег Павлович своим студентам, то бишь нам: Егорову, Машкову, Лаптевой и так далее. А теперь мы передаем профессию студентам нашей театральной школы.

— Какие ценности важны для вас как для педагога?

Говорят, что хороший человек — не профессия. Я с этим абсолютно не согласен. К нам приходят студенты, обучаются профессии, потом идут в театр, и мне очень важно, чтобы они были порядочными людьми. Артист выходит на сцену для зрителей, он несет что-то доброе и светлое, а это невозможно, если ты не обладаешь качествами хорошего человека. Это моя точка зрения, и я понимаю, что с ней не все могут согласиться. Но я на это всегда обращаю внимание и стараюсь всеми способами это культивировать.

— Вы как опытный преподаватель можете дать несколько советов абитуриентам?

Будьте искренними, честными и откровенными. Не бойтесь улыбаться и делиться тем, что вы чувствуете. Это самое главное!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий