«Моршанская старина». Выставка народных бытовых портретов проходит в Воронеже

Выставка «Моршанская старина» проходит в Воронежском художественном музее имени Крамского. В экспозиции – портреты обывателей из крестьянской и купеческо-мещанской среды. Авторы полотен – художники-самоучки, писавшие с конца XVIII по начало XX веков.

Редкий и малоизученный пласт русского национального искусства – народный бытовой портрет стал настоящим открытием для современной культуры. Выполненные художниками-иконописцами и ремесленниками, рисующими вывески, изображения жителей небольшого провинциального города долгое время оставались в тени академического искусства.

«Основу коллекции собрания музея положила личная коллекция его первого директора Петра Петровича Иванова. Им в дар музею было передано более двух с половиной тысяч экспонатов, часть из которых мы видим сейчас здесь, они здесь присутствуют. Он собирал предметы, портреты, археологию. Он был сам художником, сам писал картины. Именно благодаря ему мы можем дать некоторую атрибуцию этим портретам. Он объяснял их так то, что это писали художники-самоучки», – рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом Воронежского художественного музея имени Крамского Виктория Афанасьева.

Народный бытовой портрет – это интересный исторический документ. Здесь очень легко погружаешься в атмосферу старого русского города периода его расцвета. Моршанские купцы были людьми весьма зажиточными, занимались серьезной хлеботорговлей, на пристанях города формировался крупнейший в стране транзитный торговый хлебный караван. На средства купцов здесь выстроили храм – точную копию Исаакиевского собора в реальную величину. Отцам города необходимо было оставить свое изображение для потомков.

«Чуть-чуть отдает русским лубком, чуть-чуть старообрядческой культурой, немного иконой, немного парсуной. То есть это такой очень своеобразный вид портрета. Причем характерной особенностью этого портрета также является большей частью анонимность, то есть много неизвестных художников. Главной сутью, посылом художника было не самоутвердиться, а нужно было показать личность», – объяснила заведующая научно-просветительским отделом Воронежского художественного музея имени Крамского Лариса Китаева.

Картины написаны маслом по холсту и жести, а еще тушью по картону. Некоторые написаны так, что не отпускает первое впечатление – это фотография. Среди художников-самоучек, видимо, было много по-настоящему талантливых, но так и оставшихся безымянными.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий