Картину Рафаэля вычислили по технологии распознавания лиц

Об авторстве картины, известной как «Тондо де Бреси», специалисты спорят уже полвека. В 2004 году профессор Хоуэлл Эдвардс из университета Брэдфорда провел технологический анализ и обнаружил в составе красок оксид свинца и клей на растительной основе, которые были в ходу у живописцев эпохи Ренессанса. Исследователь предположил, что это картина кисти Рафаэля. Теперь же изображение Мадонны с младенцем исследователи из того же британского университета Брэдфорда, а также Ноттингемского университета прогнали через программу распознавания лиц.

Нейронная сеть сравнивала попиксельно «Тондо де Бреси» с шедевром Рафаэля «Сикстинская мадонна», и выявили высокий процент совпадения. Можно ли считать это доказательством авторства великого мастера, разбирался «МК».

Эта загадочная картина, так похожая на «Сикстинскую мадонну», несколько поколений хранилась в семье некой жительницы Уэльса. Пока в 1981 году ее не приобрел бизнесмен и коллекционер искусства старых мастеров из Чешира Джордж Лестер Уинворд. За пару лет до смерти, в 1995 году он создал фонд «Тондо де Бреси», названный так в честь своих французских предков. Отсюда и название картины, приписываемой кисти Рафаэля. Активные научные исследования полотна начались как раз тогда.

Изначально считалось, что это копия шедевра Рафаэля викторианской эпохи. Однако профессор молекулярной спектроскопии Брэдфордского университета, научный советник фонда де Бреси по оценке произведений искусства Хоуэлл Эдвардс предположил, что полотно может быть принадлежать кисти самого Рафаэля Санти, и даже быть прототипом его «Сикстинской мадонны». Могла ли картина быть написана до 1512 года, когда мастер начал работать над фреской для церкви в Пьяченце по заказу папы римского Юлия II? Исследование состава материалов и красок, озвученное в сентябре 2004 года, подтвердило, что работа, вероятно, написана до 1700 года. Но однозначного ответа на вопрос об авторстве Рафаэля то исследование не дало.

Любопытно, что тогда же, в 2004-м, как раз после обнародования исследования, работа из частного собрания была выставлена на онлайн-аукцион за сумму свыше 1 миллиона фунтов стерлингов. Однако результаты торгов остались загадкой – в СМИ так и не появилось новостей о продаже произведения.

Теперь к исследованию картины подключились специалисты из Ноттингемского университета. Подвергнуть картину изучению с помощью системы распознавания лиц – как раз их идея. По заверению профессора Кристофера Брука, почетного научного сотрудника Ноттингемского университета, эксперта в области анализа цифровых изображений и соавтора исследовательской работ, «прямое сравнение лиц (мадонны с картины «Тондо де Бреси» и «Сикстинской мадонны»), дает совпадение 97% – очень высокая статистическая вероятность того, что произведения искусства созданы одними и теми же авторами». А сравнение младенца в обеих работах показало сходство 86 процентов. По словам исследователей, применивших нейронную сеть для установления авторства художника, сходство выше 75 процентов уже считается идентичным. Но значит ли это, что автор полотна Рафаэль? Не факт. Возможно, это лишь удачная и довольно точная копия, созданная кем-то из последователей или учеников по следам именитого мастера.

Смущает в этой бойкой истории о современных технологиях еще и человеческий фактор. Дело в том, что всех привлеченных специалистов, судя по всему, финансирует означенный фонд, и не значит ли это, что исследование изначально было направлено доказательство нужной версии, ведь полотно кисти Рафаэля и удачное подражание оцениваются на арт-рынке совсем в разные суммы?

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий