«Туту Командировки» подвели итоги 2020 года в сегменте бизнес-тревел. Билеты для поездок в командировки обходились в среднем на 6% дешевле, чем год назад. Чаще всего в командировки ездили в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. При путешествии на поезде отдавали предпочтение плацкартным вагонам, их доля выросла на треть. Произошло сокращение глубины бронирования: если в 2019 году за три дня или меньше билеты покупали в 47% случаев, то в 2020 году в последний момент приобретали билеты для поездки в командировку в 56% случаев.
Наталья Погиблева, руководитель «Туту Командировок»: «Рынок деловых поездок пережил в 2020 году не меньший шок, что и рынок туризма в целом. Тем не менее сегмент командировок в Туту.ру продемонстрировал гибкость и устойчивость к кризису. Да, кто-то из клиентов уже не восстанет из пепла. Да, у остальных общее количество деловых поездок будет сдержанным и на протяжении всего 2021 года. Однако рынок командировок, как более устойчивый сегмент, будет восстанавливаться более планомерно, в то время как турпоток будет вести себя волнообразно. Невозможно принять строящийся объект дистанционно, равно как и построить его на „удалёнке“. Нельзя дистанционно снять фильм или наладить производство новой линии. Реализация целей части деловых поездок физически не может быть перемещена в онлайн-пространство.
В 2021 году у корпоративных клиентов на первом плане будет не только безопасность поездок, но и качество сервиса, удобство процессов. В этом году стал только сильнее уже наметившийся ранее разрыв между компаниями, которые активно вкладываются в онлайн-сервисы, и теми, кто сосредоточен на офлайн-услугах. Период пандемии подчеркнул возможности и преимущества бесконтактной работы в любой направленности бизнеса, в том числе и у ОТА (online travel agency) и TMC (travel management company). Технологическое развитие сервисов и онлайнизация будет одним из основных трендов грядущего года. И это развитие смогут позволить себе компании, которые сумели выстоять в этот непростой период. Онлайн-сегмент в бизнес-тревеле, как мы ожидаем, восстановится уже в следующем году за счёт перетекания клиентов из офлайна в онлайн и может даже показать прирост относительно 2019 года, если не произойдёт новых потрясений. А вот прогнозы по восстановлению всего рынка бизнес-тревел в целом не самые оптимистичные, восстановление до показателей 2019 года может занять несколько лет».
Куда ездили в командировки по России в 2020 году
В этом году в командировки чаще всего ездили в Москву и Санкт-Петербург. Суммарно на «две столицы» пришлось 36% бизнес-поездок, по данным продаж Туту.ру. Также в тройке популярных направлений у бизнес-путешественников — Екатеринбург. Кроме того, в топ-10 входят Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород, Тюмень, Краснодар, Хабаровск и Иркутск. Последние два направления в прошлом году в десятке представлены не были, они вытеснили из топ-10 Казань и Ростов-на-Дону.
Как изменились расходы на командировки
Средний чек за билет для поездки в командировку по сравнению с прошлым годом уменьшился на 6%. Сокращение расходов на командировки может быть частично обусловлено снижением цен на авиабилеты: в структуре билетов, приобретённых клиентами «Туту Командировок», 60% приходится на ж/д билеты и 40% — на авиабилеты. По данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий Туту.ру, средний чек за авиаперелёт по России в 2020 году сократился на 15% по сравнению с 2019 годом.
В начале года средние чеки за билеты у бизнес-путешественников были на треть выше, чем в январе — феврале 2019 года, затем последовал период, когда расходы на командировки были ниже, чем в прошлом году. В июне — июле разрыв по сравнению с теми же месяцами прошлого года был около 20%. Начиная с сентября разрыв по сравнению с 2019 годом не превышает 10%.
Как изменился класс обслуживания
Доля тех, кто летает в командировки бизнес-классом, более или менее стабильна и составляет менее 1%. А вот распределение по классам обслуживания при поездке в командировку на поезде по итогам 2020 года изменилось заметно.
Плацкартные вагоны вышли на первое место по доле бронирований, хотя раньше были только на третьем: почти в 35% случаев в командировки в этом году ездили в плацкартных вагонах против 26% год назад. Прирост доли плацкарты произошёл в основном за счёт перетекания пассажиров из купейных вагонов: их доля сократилась с 34,9% до 28,9%. Доля сидячих вагонов также немного сократилась, но по-прежнему составляет около трети.
За сколько дней оформляли билеты для командировок
По сравнению с прошлым годом во всех сегментах поездок произошло сокращение глубины бронирования, для бизнес-тревела эта тенденция также характера. Если в 2019 году за три дня или даже меньше билеты покупали в 47% случаев, то в 2020 году в последний момент приобретали билеты для поездки в командировку в 56% случаев.
Доли тех, кто покупает билеты за 3–7 дней или за 7–14 дней практически не изменились и составили 22% и 12% соответственно. Тех, кто планирует командировки заранее (за 14 дней), стало гораздо меньше: доля таких путешественников сократилась с 17% до 11%.
Комментарии