Американские археологи подняли из озера индейское каноэ возрастом 1200 лет

Американские подводные археологи подняли со дна озера Мендота в штате Висконсин индейское каноэ. Радиоуглеродный анализ показал, что оно пролежало на глубине около девяти метров около 1200 лет. Внутри лодки ученые обнаружили каменные грузила для рыболовных сетей. О находке сообщается в пресс-релизе Исторического общества штата Висконсин.

История каноэ уходит в глубокую древность. Самая старая подобная лодка, построенная еще в эпоху раннего мезолита, была обнаружена в 1955 году во время строительства автомагистрали в Нидерландах. Радиоуглеродный анализ показал, что ее возраст около 9,5–10 тысяч лет. Несколько древних находок было сделано на территории Дании, в том числе на поселении древних охотников-собирателей и рыболовов на острове Фюн. Там археологи раскопали каноэ, относящееся к североевропейской субнеолитической культуре Эртбелле, которое было построено около 5600–4000 годов до нашей эры.

В истории многих регионов Северной Америки каноэ сыграло важную роль, особенно у коренных народов. Они традиционно использовались в качестве основного вида транспорта. Долгое время считалось, что индейцы узнали о долбленых лодках лишь от прибывших европейцев, но впоследствии многочисленные каноэ, относящиеся в основном к историческому периоду, были найдены от Флориды до Новой Шотландии, а также в районе Великих озер.

Подводные археологи из Исторического общества штата Висконсин подняли со дна озера Мендота деревянное каноэ, обнаруженное в июне 2021 года. Лодка залегала на глубине около девяти метров, поэтому оказать помощь ученым решила команда местных дайверов. Внутри судна ученые обнаружили каменные грузила для сетей, что позволило интерпретировать находку как рыболовецкое судно. Радиоуглеродный анализ показал, что каноэ около 1200 лет.
Исследователи использовали водонепроницаемые плавучие мешки, чтобы поднять лодку на поверхность, после чего вытащили ее на близлежащий пляж. В настоящее время каноэ перевезли для консервации в Архив штата Висконсин, где заранее был построен резервуар для его хранения. Каноэ поместили в воду с добавлением средства, сдерживающего физическое разрушение артефакта. Со временем в резервуар будет добавляться раствор, который заменит воду в пористой структуре древесины. По оценкам исследователей, это займет около трех лет.

Кристиан Оверленд (Christian Overland) из Исторического общества штата Висконсин сообщил, что обнаруженный челн занимает важное место в непрерывной культуре каноэ в регионе Западных Великих озер. Этот артефакт, выдолбленный из ствола дерева, в будущем будет выставлен в новом историческом музее.

Ранее на N + 1 рассказывали, что со дна озера Хэнкок во Флориде подняли каноэ длиной около 6,5 метра, которое пролежало там порядка тысячи лет. Кроме того, антропологи обнаружили, что индейцы яганы добирались до Фолклендских островов на каноэ задолго до прибытия европейцев.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки