Александра Трусова выиграла этап Кубка России по фигурному катанию в Казани, сделав в произвольной программе больше четверных, чем порой исполняют победители мужских соревнований даже на чемпионатах мира и Европы, — три (и еще с одного упала).
На фоне космических элементов Александры Трусовой более удачная хореография или чистое скольжение соперниц выглядят не столь выигрышно. Фото: РИА Новости
С таким техническим арсеналом Трусовой не будет равных. Такое мнение в разговоре с корреспондентом «РГ» выразил призер Олимпийских игр в танцах на льду, успешный тренер Александр Жулин.
Александр, как вам Алена Косторная на ее первом старте?
Александр Жулин: Косторная еще не в кондиции. Говорю о форме, как на победном чемпионате Европы-2019, когда она звенела. Хотя для начала сезона, может, неплохо. Но надо понимать, что Трусова — явление в фигурном катании. С ней сейчас будет тяжело бороться любой одиночнице. Это как в спортивной гимнастике: девочки с самыми потрясающими линиями технически не смогут догнать ту, что выходит и делает два тройных сальто. То же самое в женском катании. Я даже уже шучу, что роль хореографии, костюмов, связующих шагов теряется при наличии такой сложности, как у Трусовой. «Русская ракета» всех разрывает. Против лома нет приема. Плохое сравнение, но это действительно выглядит так.
Но ведь чисто исполнить все прыжки у Трусовой не получается. Не стоит ли отказаться от количества в пользу качества?
Александр Жулин: Саша — феномен. Поэтому она идет на четыре четверных и включает в программу каскад «тройной лутц — тройной риттбергер», с которого регулярно падает. Да, может, я бы и посоветовал поменять каскад. А то, что она падает с четверных, — не страшно. Даже с падением она набрала очки. Риск оправдан. А вот Косторная не рисковала. Чемпионка Европы спокойно проехала свою программу и проиграла 25 баллов Трусовой в технике. Если же Алена восстановит тройной аксель и еще добавит четверной сальхов или тулуп, то это будет совсем другая Косторная.
Всем девочкам очень тяжело. Они видят, что происходит в женском одиночном катании. Ученицы Тутберидзе — перешли они к другим тренерам или нет — это явление. Трусова, Щербакова, Валиева. Назвал бы эту тройку. При условии, что и Аня, и Камила тоже будет делать четверные — это те спортсменки, за которыми федерация будет внимательно следить.
Вы уже проводили аналогию со спортивной гимнастикой, но ведь катание не атлетическое, а фигурное. Можно ли соблюсти баланс?
Александр Жулин: Тут многое зависит от Международного союза конькобежцев (ИСУ), от того, что они хотят видеть. Если вы спросите, лучше ли конек у Косторной, я отвечу — лучше. Лучше ли хореография — лучше. Но вторая оценка за компоненты или, что называется, за артистизм, у Трусовой все равно высокая. Да, может, у нее хуже скольжение, но по существующим правилам не настолько. А техника у нее просто в космосе. Сейчас превалирование технической оценки где-то процентов 70-75. И все движется в именно этом направлении. Какой выход? Выхода нет. Разве что добавлять третью программу, чисто артистическую, где будет оцениваться передача образа и где смогут выстрелить и Косторная, и Валиева. Был же обязательный танец в танцах на льду. У одиночников была школа. Хотя школу я бы ни в коем случае не стал возвращать. Мне ближе идея с артистической программой. Но думаю, ИСУ это будет неинтересно с финансовой точки зрения. Это дополнительный день турнира, расходы на проживание в гостинице. Хотя если грамотно все выстроить, сделать что-то наподобие показательных выступлений, люди бы ломились на эти соревнования. И таким образом можно было бы подравнять «прыгунов» и «артистов».
Но пока Трусова прыгает три-четыре четверных, и ничего тут не сделаешь. Убрать сложность нереально. Да, она может упасть со всех «квадов». Этот вариант не исключен. Тогда она проиграет. И это спорт.
Комментарии