Золотой контрафакт. Эксперты подсчитали объем черного рынка в России

Как минимум 300 млрд рублей — такой оборот поддельных товаров и неучтенной продукции в России. Все это — контрафакт. Эти изделия и напитки не проверяли контрольные органы, с них не были заплачены положенные пошлины и акцизы, налоги. Часть из такого фальсификата — та же ядовитая бурда от бренда «Мистер Сидр» — унесла жизни десятков людей. Одежда марки «абибас», наверное, принесла меньше вреда. Потери и разрушения от некачественного бетона становятся заметны не сразу, а когда построенный с его помощью дом начнет разрушаться, вряд ли кто-то вспомнит, что именно клали в строительный раствор про возведении. Опрошенные aif.ru эксперты перечислили основные группы товаров, на которых жулики выручают деньги, ставя в опасность наши жизни и здоровье.

Чтобы было понятно — 300 млрд рублей страна потратила на борьбу с коронавирусом, примерно с таким же годовым бюджетом живут Краснодарский и Ставропольский края.

Выпить и покурить
Почти половина нелегального оборота приходится на слабоалкогольные напитки, подсчитал юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский. Разливное пиво не маркируется, для его выпуска не нужна такая же строгая лицензия, которую получают водочные заводы и другие, работающие со спиртом.

«Из 800-900 млн декалитров пива, производимого в России в год, на разливное приходится менее 8%, а с учетом количества точек розничных продаж, пивных, кафе и ресторанов, в которых пиво разливается из бочек, этот показатель может составить порядка 20%, — говорит Хаминский. — Этот напиток часто варят в кустарных условиях, используя концентраты, усилители вкуса и спирт для придания определенной крепости. В отличие от пива в потребительской таре, разливное не маркируется и не поддается учету«.

Дальше — простая арифметика. «Неучтенного» пива получается как минимум 100 млн декалитров, что в денежном выражении — 150 млрд рублей. В том числе 25 млрд рублей — потери бюджета от недополученных акцизных платежей и сборов.

Производитель «Мистера Сидра», по подсчетам экспертов, только на уходе от акциза и НДС имел больше 3 млн рублей дополнительной незаконной выручки каждый месяц.

Подсчитать объемы нелегальной водки сложнее, признает Хаминский. Производство крепкого алкоголя контролируют более строго, а по официальной статистике в розлив отпускают только 2% выпущенной водки, остальное продают в бутылках с акцизными марками, их сканируют при продаже.

«В одном из спальных районов Москвы провели наблюдение: волонтеры подсчитали количество покупателей в магазинах, имеющих отделы со спиртным, и посетителей так называемых наливаек и других подобных заведений, — продолжает эксперт. — Результаты удивили: и тех, и других оказалось практически поровну. Да что там говорить, если в центре Москвы есть множество баров, на окнах которых красуется реклама „водки дня“ и „виски дня“, разливаемых из пластиковых канистр».

Табак и табачная продукция, проданная в обход официальных каналов, нанесли ущерб бюджету на 81,5 млрд рублей, подсчитали эксперты Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Правда, доцент кафедры экономической статистики РЭУ Ольга Лебединская полагает, что эта оценка несколько занижена и можно говорить об ущербе в 115 млрд рублей.

Бетонные трудности
Пятая часть цемента в России — подделки, уверяет основатель и гендиректор компании «Главснаб» Федор Васильев. В деньгах это порядка 100 млрд рублей. Раньше было еще больше — от части производителей контрафакта удалось избавиться. Но все равно много.

«Качество цемента трудно оценить „на глазок“, этим пользуются поставщики контрафакта, — объясняет Васильев. — Чтобы выяснить хорош ли цемент, надо протестировать его на небольшом фрагменте. Если он не наберет прочность за 28 дней — у вас подделка. Но вот вернуть в магазин некачественные стройматериалы можно только в течение 14 дней. И это проблема».

Кабели и провода сомнительного происхождения — примерно 15% рынка, таких продают почти на 3 млрд рублей за год. По остальным стройматериалам на долю контрафакта приходится от 5% до 30% продукции. Больше всего ее всплывает в период высокого спроса: сезон начинается, цены растут, все торопятся закупить необходимое, и тут появляются поставщики того, чего брать бы и не стоило, хотя очень хочется.

«Реплики и откровенные подделки чаще всего встречаются на сайтах объявлений, либо когда непроверенная ремонтная бригада навязывает вам покупку стройматериалов именно у них и подешевле, чем в магазине, что само по себе должно навести на мысль, — продолжает Васильев. — В основном это подделки и реплики, среди которых трубы, цемент, кабели, радиаторы отопления, лакокрасочные материалы, различные смеси и жидкости. Если раньше подделывали в основном дорогую европейскую сантехнику, то теперь приходится проверять чуть ли не каждый мешок с цементом«.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий