Есть. Сей весьма банальный вывод касается всего, кроме театра. Театр подводит свои итоги в конце сезона, то есть весной — в начале лета. Но никто же не мешает мне подводить итоги дважды: вместе со всеми перед Новым годом и вместе со всеми театралами в конце сезона?
Итак. Начнем не со спектаклей, а с театральных событий. На мой взгляд, их было целых три. Это много. Учитывая, что чаще всего событий нет вовсе.
Первое. Безусловное. Это открытие Дома Вахтангова во Владикавказе. Если о чем-то говорят много, то происходит привыкание. И мы, как мне кажется, как-то перестали восторгаться произошедшим. А оно невероятно. Театр — театр!!!! — расселил дом, а потом в этом доме — театр! — построил музей, кафе и игровую площадку. Благодаря активности директора Кирилла Крока и работников Театра имени Евгения Вахтангова был создан мощный культурный объект. При этом у государства не было взято ни копейки. Разве не событие?
Второе событие. Это смена власти в Союзе театральных деятелей. На смену Александру Калягину пришел Владимир Машков. По-моему, в целом театральной общественностью событие было воспринято спокойно, потому что многим — и мне в частности — не совсем понятно, чем именно занимается СТД. Ясно, что это важная, нужная и проч. и проч. организация. Но вот что конкретно… Не совсем ясно.
Как известно, творческие союзы были придуманы Советской властью, чтобы творцами было легче руководить. Кроме того, членство, скажем, в Союзе писателей означало, что человек — профессиональный писатель, а не тунеядец. А нынче — что? Даже интересно, что харизматичный и талантливый Машков внесет нового в работу театрального союза.
И третье событие, которое только-только начинается, но, надеюсь, результаты его будем видеть еще долго-долго. Дистрибьюторская компания «КИНО. АРТ. ПРО» и канал «Культура» придумали проект «Театр в кино».
Начнем с театральных событий. Первое. Безусловное. Это открытие Дома Вахтангова во Владикавказе
Суть в чем? Канал «Культура» качественно, мастерски снимает разные спектакли, а потом их показывают на большом экране в кино. Начали с музыкальных работ и постановок кукольных театров, дальше, разумеется, будут спектакли драматические.
Что самое поразительное в этой истории для меня? Зрительский интерес. Эти показы не просто пользуются популярностью, а возникает прямо-таки зрительский ажиотаж.
Чтобы не быть голословным… Завтра, 26 декабря, на экраны выходит балет (красиво звучит, не правда ли?) «Щелкунчик» в постановке знаменитого Вагановского училища. Так вот, на конец прошлой недели уже был предзаказ на 2 млн рублей. Люди жаждут смотреть балет на экране.
Создатели проекта «Театр в кино» отнеслись к зрителю с уважением. И лучшие спектакли уходящего года — как раз те, создатели которых зрителя уважают.
Лидер для меня безусловный: «Павел I» в постановке Натальи Ковалевой в Театре Вахтангова. С моей точки зрения, это безупречно придуманная и сделанная театральная работа. Очень плотный спектакль, в котором боишься пропустить каждое мгновение. Настоящая мощная постановка.
Непременно бы отметил «Бременских музыкантов» Театра Моссовета в постановке Евгения Марчелли. Лично я соскучился по жанру романтической комедии. Где не юмор ниже пояса, а красивая история о любви. У Марчелли получилось, недаром достать билеты на постановку очень трудно. По-настоящему веселая, по-настоящему романтичная, да еще и с элементами ностальгии история. С чудесными раскрепощенными актерскими работами. Будь моя воля, я бы дал премию за лучшую женскую роль Екатерине Гусевой, которая невероятно легко (хотя понимаешь, сколько за этим труда) и смешно играет Атаманшу. Еще в «8 любящих женщинах» мне понравилось стремление актрисы выйти из образа лирической героини и пойти по дороге характерных ролей. Здорово, когда артист ставит перед собой сложные задачи.
Если бы была премия «За смелость!», я бы вручил ее Юрию Грымову — худруку театра «Модерн». Грымов создает абсолютно оригинальный, ни на кого не похожий репертуар. Говорит со зрителем о том, о чем с ним редко, да почти никогда, не разговаривают в театре: например, о том, что такое вера, или — о том, что такое достоинство человека. Грымов получил у знаменитого Коэльо право на постановку романа «Вероника хочет умереть». Снова — абсолютно оригинальное название. Интересно посмотреть, что получится.
В сегодняшнем театре потрясений меньше чем хотелось бы. Мечтается: плакать и хохотать, а не сидеть «с холодным носом»
Премию за своеобразную интерпретацию классики я бы вручил Петру Шерешевскому за «Ромео и Джульетту» в ТЮЗе. В этом спектакле есть множество достоинств, но главное для меня: все, что нафантазировал режиссер на основе великой трагедии, действует на ум и на эмоции. На сцене — история современных молодых людей, которая трогает современных молодых людей, сидящих в зале. Собственно, это главное в театре.
На мой вкус и взгляд, в сегодняшнем театре открытий и потрясений меньше чем хотелось бы. Мечтается: плакать и хохотать, а не сидеть «с холодным носом», оценивая происходящее. Хочется погрузиться в сценический материал и прожить в нем два-три часа.
Но ведь мы подводим итоги года, а не сезона. Будем надеяться, что за оставшиеся полгода увидим еще что-нибудь потрясающее. И события. И, главное, спектакли.
Комментарии