В Московской филармонии сыграли «Оpera» Десятникова

Нижегородский театр оперы и балета имени Пушкина с того момента, как его возглавили художественный руководитель Алексей Трифонов и главный дирижер Дмитрий Синьковский, стал часто гостить в столице. Сегодня в его афише доминируют названия редкие, неожиданные, неизменно вызывающие интерес. И сотканная из парадоксов «Opera» Леонида Десятникова — одно из ярких тому свидетельств.

Музыка, вопреки названию сочинения, была написана для одноактного балета, но с пением. Его мировая премьера в постановке Алексея Ратманского состоялась на подмостках миланского театра «Ла Скала». Основой произведения стала литература. Десятников был вдохновлен текстами выдающегося итальянского драматурга и либреттиста XVIII века Пьетро Метастазио. Либретто создано композитором в соавторстве с Карлой Мускио; она была сосредоточена на отборе текстов, не использовавшихся ранее в барочных операх. Стилизуя музыку под эпоху барокко, Десятников ориентировался на творчество Генделя, но к прямому цитированию не прибегал, а предложил взгляд художника XXI века на далекую и близкую эпоху роскошного барокко. В первом отделении концерта «на разогреве» у Десятникова звучал именно Гендель — фрагменты из оперы «Альцина», ораторий «Мессия» и «Триумф Времени и Разочарования».

«Opera» — 40-минутный балет с пением, жанр которого ввел в практику Игорь Стравинский в «Свадебке» еще сто лет назад. Сегодня, например, и Илья Демуцкий создает партитуры в этом формате, вспомним «Героя нашего времени». Но Десятников в «Opera», игнорируя любой намек на сюжетность, сосредоточен на богатой палитре переживаний, создавая эффектную витрину образов из эпохи opera seria — своего рода «бутик «Барокко».

«Opera» имеет простую структуру: увертюра, пять разножанровых арий, дуэт и финальный ансамбль с моралите, свойственном старинным операм. Исполняют оркестр в камерном, квазибарочном составе и трио солистов — сопрано Диляра Идрисова, меццо-сопрано Яна Дьякова и тенор Сергей Годин, уже зарекомендовавшие себя в барочном амплуа. Результат впечатляет. За это особое признание Дмитрию Синьковскому, обладающему уникальным чутьем старинной музыки и разнообразием талантов певца-контратенора, скрипача и дирижера, которые он и продемонстрировал в одном вечере, где так удачно встретились столь разные люди и времена.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий