Пушкин стал нашим всем в 1937 году!

Отмечать юбилейные даты во многих странах начали с начала XIX столетия. Такие события позволяли сформировать в обществе нужные властям представления об историческом прошлом и перспективах развития. Юбилеи — это и форма воспоминаний об историческом событии, и средство воздействия на коллективное сознание. Часто празднования круглых дат вызывали огромный интерес общественности и способствовали, по мнению устроителей, укреплению поддержки правящих элит. Современные социологи считают юбилеи рубежным праздником, подтверждающим общественную значимость человека или события.

Литераторы державного масштаба
В России празднование общегосударственных юбилеев приобрело впечатляющий размах в последние десятилетия империи, в эпоху Николая II. Именно тогда были проведены массовые торжества по случаю 200-летия Санкт-Петербурга и победы в Полтавской битве, 100-летия Отечественной войны 1812 г., а самым главным стало в 1913-м 300-летие царствующей династии Романовых1.

Помимо войн, битв и династий, европейская и российская праздничная культура включала в себя и юбилеи литературных классиков. В XIX веке чтение художественных произведений стало массовым явлением, литература была важнейшим школьным предметом, миллионы образованных людей смотрели на мир глазами любимых литературных героев. Именно тогда приобрела мировое значение и русская литература. Власти Российской империи на государственном уровне чествовали двух великих русских писателей — Пушкина и Гоголя.

В 1899 г. впервые широко праздновалось столетие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Эти торжества получили всеобщий отклик и широко освещались в печати. В прессе были опубликованы следующие предложения: выкупить у потомков сохранившуюся личную библиотеку поэта, создать словарь пушкинского литературного языка, выпустить «пушкинское лото» (настольную игру на тексты произведений), соорудить памятники поэту, а на месте дуэли классика с Дантесом поставить памятную часовню с неугасаемой лампадой.

«Жертва николаевского режима»
После крушения империи большинство ее государственных традиций было упразднено как «старорежимное наследие». Пришедшие к власти большевики поначалу предпочитали чествовать исключительно революционеров и «борцов за свободу». Радикальные пролетарские писатели предлагали сбросить Пушкина и других классиков русской литературы «с парохода современности». Но с начала 1930-х гг. власти стали проводить литературную и историческую политику, направленную на преемственность традиций. Классикам русской литературы нашлось достойное место на пароходе сталинской современности. Именно с этого времени круглые даты самых выдающихся писателей стали, как и до революции, отмечаться в масштабах всей страны.

При этом о стандартах советской идеологии никогда не забывали. В 1937 г. в СССР отмечали скорбную дату — столетие со дня гибели Пушкина. В Советском Союзе эти юбилейные мероприятия стали первым послереволюционным чествованием писателя. Идея торжеств зародилась в 1933 г., ее проводником стал известный большевик Л.Б. Каменев, который в то время возглавлял крупное издательство «Academia» института литературы в Москве. В своей докладной записке он написал: «Партия и правительство могут и должны взять в свои руки проведение этих поминок: это диктуется и значением Пушкина как основоположника новой русской литературы и непревзойденного за сто лет поэта, и задачами советской власти, как руководительницы культурной революции». Многие предложения Каменева в 1937 г. были реализованы, сам же он был годом раньше расстрелян как враг народа.

К столетию со дня кончины Пушкин на официальном уровне стал трактоваться прежде всего как «жертва николаевского режима». Исторической действительности это совершенно не соответствовало, но в своей речи на торжественном заседании в Большом театре нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов2 заявлял: «… в николаевской России был затравлен один из великих умов русского народа. Пушкин наш! Только в стране социалистической культуры окружено горячей любовью имя великого поэта, только в нашей стране творчество Пушкина стало всенародным достоянием…».

В юбилейной статье в газете «Правда» в 1937 г. таким вот образом прошлись по Дантесу: «Прошло сто лет с тех пор, как рукой иноземного аристократического прохвоста, наемника царизма, был застрелен величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»3. Пушкинское же творчество поэта рассматривалось в идейных установках 1937 г. исключительно как антикрепостническое.

С санкции товарища Маленкова
О послевоенных юбилейных датах Пушкина и Гоголя в РГАСПИ сохранились знаковые для эпохи документы, часть которых публикуется ниже. Обращает на себя внимание, что ни одно существенное юбилейное мероприятие не могло пройти без санкции ЦК ВКП(б) и лично курировавшего эти вопросы Г.М. Маленкова (док. 1-2, 4-5) или же К.Е. Ворошилова как тогдашнего заместителя председателя Совета министров СССР (док. 3).

Следующий пушкинский юбилей, 150-летие со дня рождения, отмечался в 1949 г. В это празднование власть вкладывала новые политические смыслы. Юбилейный номер газеты «Правда» от 6 июня 1949 г. давал миллионам читателей новое ощущение праздника. Номер начинался с передовой статьи «Слава и гордость великого русского народа»: «Эта юбилейная дата превратилась в подлинно всенародный праздник. Пушкина знают и любят во всех уголках советской земли. Имя Пушкина великий вождь трудящихся товарищ Сталин назвал в ряду имен самых выдающихся сынов великой русской нации — имен, составляющих славу нашего народа, его патриотическую гордость».

В статье отмечалась преемственность культуры русской, дореволюционной и советской: «Мы, советские люди, — преемники и наследники всего лучшего, всего прогрессивного, чем прославилась наша Родина в прошлом. Мы не растеряли этого наследства, а приумножили его во много крат. Наша социалистическая культура — самая передовая культура в мире, и мы по праву гордимся тем, что наша страна стала светочем мировой цивилизации, знаменосцем самых передовых идей»4.

Пушкинская годовщина 1949 г. стала, по сути, праздником интернациональным. На торжественном митинге и возложении цветов выступали литераторы из социалистических стран, которых пригласили в Москву с санкции Маленкова с оплатой всех расходов по поездке (док. 2). Так, чешский писатель Ян Дрда5 в своей речи заявил: «Я счастлив, что могу от имени народов Чехословакии почтить вместе с вами память бессмертного гения Пушкина».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий