Показы «Золотой маски» в Екатеринбурге завершились дерзкой «Ромео и Джульеттой»

Показы фестиваля «Золотая маска» в Екатеринбурге в этом сезоне завершила постановка Московского Театра Юного Зрителя «Ромео и Джульетта. Вариации и комментарии».

Перед началом зрителей обуревали противоречивые чувства: с одной стороны, «Золотая маска» — театральный знак качества, с другой — публика сейчас продвинутая, котов в мешке не приобретает, поэтому все наслышаны, что постановка режиссера Петра Шерешевского весьма дерзкая, не почтительная к классике, и вообще все действие перенесено в наши приснопамятные девяностые.

— Девочки, вы только после первого действия не уходите, — предупреждала своих знакомых билетерша. — Первое — оно да… Но второе вам понравится!

— А мы готовы, мы всякие слова знаем, — отвечали пенсионного возраста «девочки», нарядные и взволнованные собственной храбростью.

Свободных мест в зале не было. Забегая вперед — в антракте никто не ушел. Но вряд ли кто-то действительно оказался вполне готов к тому ошеломительному напору, с которым режиссер замахнулся на современную трактовку Вильяма нашего Шекспира. Для начала, прикрывшись от гнева ревнителей классики выдуманным драматургом С. Саксеевым, переписал своими словами большую часть текста, который порой отправляет в нокаут неподготовленного зрителя и цитированию не подлежит (хотя и очень хочется). Но послушать интересно, если и покраснеешь, то в темноте не видно. А герои много говорят, цитируя то Фрейда, то Мерло-Понти, то (или показалось) сексолога Игоря Кона, и все пытаются понять, как отделить любовь от полового акта, и главное, есть ли смысл это делать.

Затем выстроил мизансцены так, что почти все время мы, как в кино, наблюдаем за происходящим на большом экране, забывая о крошечных фигурках актеров в полутьме. Особенно эффектно смотрятся эротические сцены, но и драматические тоже вполне, до последних рядов так лицом не сыграть даже народному артисту. Ромео в исполнении Вадима Соснина внезапно и незамутненно прекрасен умом и телом, Джульетта (Евгения Михеева) выглядит слишком многоопытной для своих лет, но вполне в контексте спектакля.

Вы, наверное, уже поняли, что этот спектакль невероятно бесит и раздражает, выводит из себя… а потом смешит до слез или заставляет замереть от нежности. Он — как подросток, с которым надо найти общий язык, причем он будет хамить и огрызаться, а вы должны проявить чудеса терпения и понимания. И тогда он одарит вас такими чудесными эмоциями, что вы простите ему все. Так и здесь, когда, прикипев душой к этим пацанам на районе, живущим и умирающим «по понятиям», зрители начинают готовиться к финалу трагедии, обещанной в начале (тетя Джульетты спрашивает у присутствующих: а что вы будете чувствовать, если ваш ребенок покончит с собой от любви, которая длилась пять дней?), главные герои, дети отчаянных девяностых, вдруг спасают нас от отчаяния. «Да пошли они все с их трагедиями!» — решают новобрачные и, целые и невредимые, отбывают в ретроавтомобиле в светлое будущее под песню группы «Сплин», которую радостно подхватывает благодарный за избавление зал.

Честное слов, такого душевного подъема у публики после окончания спектакля я не припомню. Фойе гудело, как пчелиный улей, эмоций было больше, чем слов. Я нашла в очереди в гардероб тех отважных «девочек», спросила, как им спектакль. Они хором ответили, что категорически против переписывания классики, но в данном случае — «получилось просто прекрасно». Спасибо, «Золотая маска»!

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий