В Перми завершился 23-й Международный фестивале документального кино «Флаэртиана», названный в честь основоположника неигрового кино, американского кинорежиссера Роберта Флаэрти. Всемирную славу ему принес фильм «Нанук с Севера», снятый в 1922 году методом длительного наблюдения. Больше года Флаэрти провел среди эскимосов, чтобы показать их повседневную жизнь. На «Флаэртиане» за лучшие картины вручают статуэтки Нанука.
В программе фестиваля представили фильмы разных стран, что теперь удивительно. Кинематографисты со всего мира не только предоставили свои работы, но и пообщались со зрителями – не лично, онлайн. Из иностранных гостей присутствовали только члены жюри и Белграда и Загреба.
Главную награду международного конкурса «Золотой Нанук» получила финско-российская картина «Кого люблю…» выпускницы ВГИКа и уроженки Финляндии Анны Бергер, которой пришлось дважды слетать в Пермь – для того, чтобы представить свою работу, а потом и за наградой. Фильм рассказывает о гастарбайтерах из Литвы и Украины, русском и украинце, которые восстанавливают летний дом в Финляндии, принадлежащий отцу режиссера. Его предки покинули Россию в 1918 году. Сам он хорошо говорит по-русски и ощущает родство с культурой исторической родины. Фильм снимался в начале 2020 года, и теперь смотрится совсем иначе. Столько в нем жизни и энергии, за что честь и хвала начинающему режиссеру.
«Тайные письма» (Китай-Германия-Норвегия-США), получившие «Серебряного Нанука» и приз зрителей, сняты в Китае двумя женщинами-режиссерами Вайолет Ду Фэн и Чжао Цин. Интересно, что продюсер фильма Метте Ченг Мунте-Каас, живущая в Норвегии, не была на родине 15 лет, но именно она разговаривала со зрителями после показа. Две героини — современные китаянки — призваны спасать свидетельства того, как на протяжении тысячелетий их соотечественниц принуждали к вступлению в брак, запрещали читать и писать. На волне сопротивления хрупкие, но отважные женщины разработали секретный каллиграфический язык нюй-шу, писали бамбуковыми перьями свои поэтические послания миру и друг другу на веерах и носовых платках. Другой возможности заявить о себе у них не было. В фильме прозвучали слова: «Если она поет тихо, то люди не слышат». Нужно заявлять о себе громко.
Метте Ченг Мунте-Каас во многим подтолкнула к созданию фильма ее мама. Это картина о сестринстве, равнозначности женского и мужского пространства. И хотя корни нюй-шу уходят в прошлое, снимали историю о современном Китае. Премьеры там еще не было, только тестовые показы. Метте рассказывала, что Китай становится все более патриархальным, и ситуация там в этом смысле хуже, чем была двадцать лет назад. В фильме показано, как девочкам с юных лет туго бинтовали ноги, надевали тесную обувь, ломали пальцы. Ступни деформировались, становились уродливыми, а женщины беспомощными, не могли самостоятельно выйти из дома. И все это ассоциировалось с аристократизмом. Уже в наше время приходилось платить штраф, если в семье было больше одного ребенка. По словам Метте Ченг Мунте-Каас, такая политика привела к дисбалансу, и сейчас в стране много пожилых людей, мало молодых, а мужчин больше, чем женщин. Сама Метте счастлива, что живет в Норвегии, где хорошее здравоохранение и уход за детьми. Она очень интересный человек и пытается соотносить профессиональную деятельность с женской самореализацией, но найти баланс, по ее словам, сложно, это поиск на всю жизнь.
Еще один «Серебряный Нанук» достался российской и самой флаэртиановской по духу картине «Таня. Лето. Зима» Александра Авилова. Его героиня всю жизнь провела в лесу, после того, как бабушка забрала ее из интерната, где она училась. Татьяна — охотник, и это призвание пришло раньше умения писать и читать. Она живет на земле, где веками обитали ее предки ханты. Мы видим ее каждодневную жизнь, которую может обеспечить только она и никто другой. Татьяна умеет ловить рыбу, стрелять, шить сумки из бересты и одежду из шкур. Не пропадет в лесу. У нее деревянный холодильник на ножках, напоминающий сказочную избушку. Теперь такие показывают туристам, приезжающим в Ханты-Мансийск. А для Татьяны — это не диво, а повседневная жизнь. Камера фиксирует ее каждую минуту, и можно только восхищаться безграничными возможностями человека, способного раствориться в природе.
Картина с громоздким названием «Кармен, или История несчастной любви Ханспетера из Оберкасселя, которая принесла моим детям счастье в чужой стране» снята россиянкой Юлией Вишневецкой в копродукции Германии и Грузии. Кармен – хозяйка цирка на колесах, который всегда в пути. Она вечная странница. У нее нет постоянного номера телефона. Дожив до зрелых лет, Кармен не умеет читать и писать. Цирк – это жизнь. Как лес для Татьяны.
Юлия Вишневецкая – журналист, автор множества телерепортажей. В режиссуре она дебютировала великолепной картиной «Катя и Вася идут в школу», получившей премию «Лавровая ветвь» как лучший фильм 2020 года. В Перми картину представлял ее сын и будущий журналист Одиссей, признавшийся в том, что кино его не очень интересует. Он снимался в «Кармен…» еще ребенком, и началось это десять лет назад, когда Юлия с тремя детьми приехала работать в Германию. Дети там пошли в цирковую школу, которой руководит Ханспетер Курцхальс. Юлия взяла у него интервью, и его рассказ о цирковой артистке Кармен, с которой он не виделся тридцать лет, не мог не произвести впечатления. Так возник замысел фильма. Юлия решила отыскать Кармен. Если бы об этом узнал Ханспетер, то, наверняка, был бы против. Документалисты часто действуют вопреки, иногда хладнокровно преступая черту дозволенного.
В финале Юлия произносит закадровый текст о том, как прощалась со своими персонажами, и они казались героями снов. Только что были людьми, но вот уже стали частью сновидений. Одиссей прокомментировал это так: «Скучно там. В Германии все похоже на подглядывание в чужой сон. Если поколение выпадет, то и цирка не будет. Мама вернула нас на родину, и нам трудно было встраиваться в новую жизнь. Немецкий я еще помню, а младшие брат и сестра не помнят». Тоже выглядит как сон. Был и нет Самым сильным событием в жизни героев фильма стал коронавирус. Выступать на площадках им по-прежнему нельзя. Можно только проводить детские дни рождения. Все это вызывает у Ханспетера слезы, ведь жизнь замерла. Без цирка она потеряла свою ценность.
В конкурсе участвовал оставшийся без наград «Единственный доктор» режиссера и доцента кафедры мультимедийного кинопроизводства Южного университета Джорджии Мэттью Хашигучи. Его заинтересовала судьба доктора Карен Кинселл, которая на протяжении 15 лет является единственным врачом в захолустном округе Клэй на границе Джорджии и Алабамы, где живет в основном бедное черное население. Работает доктор за скромное вознаграждение, но она не может оставить этих людей, которым больше не на кого рассчитывать. Карен надеется переехать в новую клинику, которую вот-вот должны открыть. И ее действительно откроют, только места для Карен там не найдется, и она продолжит лечить своих подопечных в малоприспособленных для этого условиях. То, как они переживут коронавирус, — отдельная и печальная история. Кто-то, включая 103-летнюю бабушку и еще молодого мужчину с букетом болезней, не пройдет испытание. У остальных жизнь так скудна и абсолютно лишена радости, что можно только удивляться тому, что все это возможно в энергичной и богатстве Америке.
В национальном конкурсе лучшим стал фильм «Live in Любимово», снятый Алексеем Романовым в Пермском крае о музыканте Клаусе Бургере, перебравшемся из Германии в уральскую деревню. Там можно ходить босиком в любое время года, быть счастливым среди любимых и близких по духу людей, но так и остаться заморской диковиной, кем-то вроде белой вороны. Лишний раз убеждаешься в том, что документальное кино дает безграничные возможности путешествия в чужую жизнь, ощущение мира без границ даже если они существуют.
Комментарии