Кто-то из кинематографистов утверждает, что запасов кинотехники лет на двадцать хватит. Еще правнукам достанется. А всплеск разговоров о ее дефиците – не более чем информационный вброс со стороны тех, кто заинтересован в «распиле бабла». Самое время – впереди лето и активная съемочная пора.
Тем не менее, ситуация не такая уж безоблачная, и не стоит делать вид, что ничего не происходит. Попытки импортозамещения особого результата не дали.
Действительно, пока еще в распоряжении студий имеется достаточное количество зарубежного кинооборудования, и какое-то время можно продержаться. Но техника имеет свойство изнашиваться. Да и прогресс не стоит на месте, надо ему соответствовать.
Кинопроизводство ждет существенное подорожание. Оно уже дает о себе знать. Сметы растут, поскольку дороже становится техническое оборудование и его доставка, связанная с новой логистикой. Но главная проблема — в сфере программного обеспечения. Глава «Мосфильма» Карен Шахназаров не раз говорил о том, что параллельный импорт не решит всех проблем, тем более, что производители оборудования отслеживают траекторию поставок.
Константин Бронзит – дважды номинант «Оскара», режиссер анимационных фильмов «Мы не можем жить без космоса», «Уборная история – любовная история», «Алеша Попович и Тугарин Змей».
— Трудно ли сегодня работать в мультипликации? С какими трудностями вы сталкиваетесь?
— Главная проблема связана с программным обеспечением. Оно не вечное. Пока живем, работаем, но существуют лицензии, и их нужно покупать, продлевать, обновлять. Проблемы могут начаться в любой момент. Что тогда делать – непонятно.
— Все дело в программном обеспечении? А в наличии материального оборудования проблем нет?
— А сейчас другого обеспечения и нет. Мы же не работаем красками и кисточками, не снимаем на кинопленку. Мы на компьютерах работаем. А компьютер – это программа.
Конечно, дорожают мониторы, Wacom, все, что связано с компьютерами, и это сказывается на бюджетах. Сомневаюсь, что Минкультуры с поправкой на это будет давать больше денег. Мы придем к тому, что бюджета не будет хватать на то, чтобы покрыть дополнительные расходы. Например, у нас на студии «Мельница» остановились по финансовым причинам два сериала «Лунтик» и «Барбоскины». Все! Мы их больше не производим. Не стыкуется дебет с кредитом. И не только у нас. Знаю, что на «Смешариках» тоже что-то остановилось. Вроде бы все это временно, но неизвестно, сколько продлится, и когда все возобновится. Ну, ничего! Будем смотреть старое кино
Людмила Томская, кинопрокатчик с сорокалетним стажем, генеральный директор «Петербург-кино», гендиректор фестиваля «Виват кино России!»
— Как в подведомственных вам кинотеатрах обстоят дела с кинооборудованием?
— У нас достаточно новое оборудование, поэтому мы стабильно работаем. Все, что нам необходимо, приобретаем заранее. Но вообще ситуация сложная.
Проблема в том, что все мы работаем на импортном оборудовании, и идет оно к нам бог знает какими путями. Когда что-то выходит из строя, очень трудно заменить. Если полетел проектор или какая-то панель, то это становится большой проблемой, поскольку напрямую сейчас ничего заказать нельзя. Все делается долго и может занять три-четыре месяца.
Раньше и у нас производились проекторы и лампы. Многое мы делали сами, но все это производство давно закрывалось как ненужное. Сейчас подобная проблема стоит повсюду, не только в киноотрасли. У нас государственные сети, и мы заранее все планируем, но все стало в два раза дороже.
— А как и где вы заказываете оборудование?
— Существует госзаказ. Объявляется конкурс. В нем участвуют те фирмы, которые могут выполнить заказ. С теми, кто конкурс выиграл, заключается договор на приобретение, доставку и установку оборудования. У таких компаний существуют налаженные связи, скорее всего, через третьи страны. Деталей я не знаю.
— В вашем ведении находится старинный и когда-то загородный кинотеатр «Уран» 1913 года. Вы его недавно переоборудовали. Видела там современные экраны, и они тоже импортные. Своего совсем не осталось?
— Мы «Уран» чуть раньше оснастили — успели. Там тоже нет ничего отечественного. У нас давно уже ничего нет. Все производства были закрыты за ненадобностью где-то в 90-е. Потихонечку все это умирало. Все свернули. Ни о чем не подумали. И мы оказались в затруднительной ситуации.
Это же касается не только кинооборудования. Это и в других сферах такая же картина. Скорее всего, в этой ситуации китайцы что-то придумают и будут делать кинооборудование. Мы хотя бы оттуда все сможем получать. У нас же у всех в основном немецкое оборудование.
Антон Мегердичев, режиссер фильмов «Сердце пармы», «Метро», «Движение вверх».
— Какие трудности возникают в игровом кино с техническим обеспечением? Почувствовали ли вы их?
— Операторское оборудование у нас все импортное. Такое же, на каком работают кинематографисты не только в нашей стране, но и по всем миру. С операторской техникой сейчас более или менее все нормально, поскольку камеры остались. Могу в большей степени судить о монтажном оборудовании, программах, при помощи которых монтаж выполняется.
Тут возникают трудности, связанные с невозможностью оплаты. Это касается и программ компьютерной графики. Все устроено таким образом, что ты платишь за месяц использования программного пакета. А сейчас из России невозможно произвести платеж за какую-либо американскую продукцию, или это сложно сделать и только через какие-то определенные банки.
Также и со звуковым оборудованием. От нас ушла сертифицированная версия Dolby Surround. Все они как-то работают, просто потому, что они есть. А новое звуковое кино-театральное оборудование перестало функционировать. Пока этого не замечает потребитель, потому что в новых стандартах улучшения минимальные по сравнению с тем, что у нас пока есть.
Есть трудности, которые я ощущаю на себе. Первая — это оплата программного обеспечения, которая используется в кино. Ты не можешь, имея российский аккаунт, ничего приобрести. Об этом стоит поговорить и со специалистами по компьютерной графике. Но у нас всегда найдут, как обойти сложности.
Если речь идет о суперновых технологиях, наверное, тут особенно трудно. А если речь о программах, которые существуют давно и работают по системе обновления, то среди них есть такие, которые существуют лет 35, как Adobe Effects.. Принципиально она не меняется все это время, но каждые полгода выпускают ее новую модификацию. Что-то улучшается, чуть-чуть меняется интерфейс и кнопочки, становится удобнее работать. Для того, чтобы быть актуальным, ты должен это постоянно обновлять.
Ситуация сейчас такая, что автоматом это не обновляется и не оплачивается. Какой выход? Использовать, так называемые ломаные программы, которые раз и навсегда устанавливаются на компьютере и как-то работают. Но всегда есть риск. Можно потерять изображение, весь материал.
Именно так мы совершенно спокойно и работали в 90-е и начале 2000-х, когда у нас вообще не было лицензированного софта. Все программы были ломаные и нормально работали. Потом появилась какая-то культура и стали покупать лицензионные программы, которые сейчас нам перестали продавать. То есть это из серии «назад в будущее».
Думаю, что ничего резкого не произойдет. Все постепенно переориентируется. У нас есть компании, обслуживающие камеры и занимающиеся их ремонтом. Другое дело, что все они завязаны на запчастях, оптике, которая привозится, как правило, из-за границы. Так и будут ее оттуда привозить. Просто все это не в таком большом количестве необходимо. Это довольно узкий сегмент рынка. Всегда можно справиться с проблемой и найти способ каким-то образом починить и обслужить кинокамеры. Если уж машины чинят, то камеры тем более отремонтируют.
— Оптика и многое другое приобреталось в европейских странах. А Китай можно рассматривать в качестве нового игрока?
— Тут я не вполне компетентен. Знаю, что оптика вся европейская, не китайская. Может быть, сейчас уже иначе.
Это такие тонкости – насколько она хуже, если она вообще есть, или она такая же и давно существует. Об этом лучше поговорить с операторами.
— Карен Шахназаров не раз высказывался о том, что работать становится не на чем.
— Я как раз еду с «Мосфильма». Знаю одно, что его «Тонстудия», все дорогущие звуковые студии были лицензионными, напрямую подключались к общемировым серверам. Если их выключить, а я об этом говорил со звукорежиссерами, то очень сложно будет делать перезапись, звуковые спецэффекты, которыми современное кино насыщенно.
Но опять-таки, находят способы каким-то образом обходить проблемы. Все это потихонечку будет уходить в 90-е. Есть, например, какая-то взломанная программ. Ее устанавливают на компьютер, и она работает столько, сколько работает, и не надо ее оплачивать. Такого много. Кстати, взломанных программ было уже достаточно и до всех нынешних процессов.
Руслан Герасименков — оператор фильмов «Одна война» Веры Глаголевой, «Громозека» Владимира Котта, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, «А.Л.Ж.И.Р» Александра Касаткина, документального проекта «Кольца мира» Сергея Мирошниченко.
— Пострадали ли операторы от санкций?
— По-моему, всего более, чем достаточно. Камеры — это же не продукты, которые быстро портятся. С одной стороны, кинотехника покупаются на много лет, а с другой стороны, мои знакомые продолжают привозить ее из Америки и Европы.Проблем никаких нет. Логистика поменялась. Кто-то возит кинооборудование через Арабские Эмираты, через другие страны. Я летом запускаюсь с картиной и заходил в один московский рентал (прокат). Такого разнообразия, мне кажется, нет и в Америке.
— Но все стало дороже?
— Да не особо.
— Так почему же вновь вспыхнули дискуссии на эту тему?
— Может быть, по государственным каналам стало сложнее закупать и привозить оборудование. А так, чтобы русские люди да не привезли все, что нужно? Не знаю, что должно произойти для этого. Разве в магазинах есть проблемы с телевизорами и стиральными машинами? Это же все каким-то образом привозится.
Конечно, если мы говорим об анимации, где многое связано с программным обеспечением, и фирмы закрывают какие-то каналы, то вполне возможно, что это создает серьезные проблемы. Но думаю, что и там все решаемо. Я пока даже минимальных сложностей не заметил.
Комментарии