Выступления Башкирского театра в Большом стали ежегодной традицией последнего времени. Уфимцы уже привозили в Москву «Аттилу» Верди, «Фауста» Гуно, «Vita Nuova» Мартынова, «Дон Кихот» Массне. Ныне театр представляет эпическую премьеру, ставшую главным событием его 85-го сезона. В спектакле задействованы более трех сотен артистов — практически полностью оперная и балетная труппы, оркестр и хор.
«Садко» Римский-Корсаков создавал на основе старинных русских былин, но под впечатлением кругосветного путешествия, откуда вернулся в 1867 году. Мировая премьера оперы состоялась 30 лет спустя на сцене частной оперы Солодовникова.
Над сегодняшней премьерой в качестве режиссера-постановщика работал именитый оперный певец и худрук театра Аскар Абдразаков в тандеме с хореографами Ириной Филипповой и Маргаритой Дроздовой, за дирижерский пульт встал специально приглашенный из Москвы главный дирижер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов, а художником стал Иван Складчиков, создавший около 400 роскошных костюмов и семь полноценных смен декораций, явно стремясь стать наследником Коровина, Васнецова, Рериха, которые прежде становились соавторами знаменитых премьер «Садко», что вошли в историю.
Эпизодически возникает ощущение, что сценограф вдохновлялся одноименным полотном Ильи Репина, которое художник написал в Париже в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).
Для большинства певцов театра — эта первая встреча с «Садко», но в труппе нашли достойных исполнителей для всех партий, большая часть которых требует не только отличных голосов, но и высокого уровня вокального мастерства. И только на заглавную и титаническую роль позвали приглашенного солиста — тенора Игоря Морозова из столичной «Геликон-оперы». Красивый, полнозвучный голос, находящийся в моменте перехода от лирического к драматическому, создает трогательный и убедительный образ былинного героя. Не похожий ни на одного выдающегося исполнителя из ряда прежних — Георгия Нэлеппа, Владимира Атлантова или Владимира Галузина, но продолжающий их традицию.
Четырехчасовое полотно, отважно практически лишенное купюр, смотрится по-сказочному завораживающе. Все сделано строго по авторским ремаркам, а одежды будто взяты из гардероба классических былинных героев. К тому же все симфонические сцены оперы — это настоящий оммаж (иногда не лишенный сарказма) русскому классическому балету. Спектакль решен в стиле исторической реконструкции, который очень любим большей частью оперной публики.
А сегодня он еще и дарит такую необходимую мечтательную, волшебную атмосферу (при этом философский смысл и социальный подтекст не игнорируются) с надеждой на счастливый финал.
Комментарии