Юрий Бутусов поставил «Короля Лира» в Театре Вахтангова

В отечественном театре много успешных, ярких режиссёров-постановщиков. Но пальцев одной руки хватит для пересчёта тех, работу которых можно было бы угадать по первой сцене, если б не было программок и афиш. В их работах виден почерк. Видишь глухую черноту, лица, вымазанные белым, красным или чёрным, силуэт ворона, сначала расплющивает тебя гром преисподней, а следом игривый рэйв снимает напряжение и с тебя, и с актёров, которые только что погибали. Это Юрий Бутусов.

«Короля Лира», десятый свой спектакль по текстам Шекспира, поставил в Театре имени Вахтангова его нынешний главный режиссёр Юрий Бутусов. И есть в нём всё названое. И несколько раз разыгрывается на сцене буря, настоящая, накатывает из глубины сцены прямо на тебя, вжимая тебя в кресло. И чёрный цвет, о любви к которому Бутусов полгода назад говорил в нашей беседе, – это самый замечательный цвет, самый насыщенный, самый интересный, самый загадочный цвет, и он служит тому, чтобы отсечь всё лишнее. Анна Апполонова сообщает о премьере в Театре имени Вахтангова.

Час до спектакля, но публика уже у театра, все хотят быть в числе первых, кто увидит нового «Короля Лира» Юрия Бутусова. Предыдущая постановка шла в «Сатириконе» 13 лет и была снята с репертуара недавно, чуть больше года назад. И вот, снова Лир, снова Бутусов, но уже Театр Вахтангова.

Шекспир – не просто так. В год своего 100-летнего юбилея театр решил вернуться к великому драматургу, к тому же его имя на этих афишах появляется чаще всего. И не просто так Бутусов – его второе прочтение трагедии – настоящая интрига. На этот раз помимо перевода Пастернака в программке заявлены сонеты Маршака, но и это не самое главное, интереснее, что предложит зрителю режиссер, которого уже давно называют «шаманом».

Историю о предательстве, заблуждении и любви, рожденную в XVII веке, рассказывали и пересказывали тысячи раз, ища в ней новые смыслы. Теперь, помимо того, как горько слышать правду и к чему приводит лесть, что мир раскололся и близок конец, лишающий разума даже самого сильного и влиятельного короля. Все степенное и, казалось, устойчивое рассыпается на глазах, как щепки от тяжелого шага.

Постоянный, неосязаемый персонаж бутусовских спектаклей – музыка. Ее выход – когда эмоций слишком много, и даже тексту места нет. Спектакль как симфония, режиссер как композитор. И даже зная мелодию, владея сюжетом, никогда не знаешь, какой случится театр.

То, что будет играть Лира, Артур Иванов не предполагал. На кастинг шел в мыслях о второстепенной роли. Но хватило двух минут разговора с режиссером, чтобы услышать заветное: «Ты будешь королем».

Спектакли Юрия Бутусова рождаются на репетициях, соавторы – актеры. Важно все: их психофизика, энергия, их идеи, предложения. Режиссерский метод – проба. У каждой сцены –10 вариантов. Они сменяют друга друга, и не только на прогонах. Даже после премьеры, придя еще раз, можно увидеть тот же, но другой спектакль.

«Юрий Николаевич выводит тебя из состояния комфорта, этой зоны комфорта, тогда можно ходить по тропинкам, по которым ты не ходил. И это тяжело. Тяжело все это отодвинуть и сосредоточиться на новом мире. Самое сложное в творчестве – создать новую реальность. Мы создаем какой-то новый мир, и вот эти бутусовские миры, они всегда очень большие и глубокие», – признался Виктор Добронравов.

Виктор Добронравов – Глостер, теряющий глаза. В этом спектакле собрана привычная бутусовская команда: Евгения Крегжде – и младшая дочь, что правду о любви решила умолчать, и Шут, что выдумал Шекспир. Из тех, кто в первый раз в этой «шаманской секте», как сами о себе говорят актеры. Ольга Тумайкина играет Регану – одну из хищных дочерей, желающих богатства, предающих и отца, и мужа ради такого, как она сама.

«Возможно, она бедняжка. Если она полюбила вот это существо, которое так до власти пыталось дорваться, что ступало по головам и в кровавых лужах чувствовала себя комфортно. Но это такие сны, которые мы пытаемся разгадать, есть запомним по утру», – призналась Тумайкина.

Новый «Король Лир» – еще один сон Шекспира, Бутусова, актеров и зрителей тоже. Летают вороны, чье отрывистое пение так любит режиссер, горит луна и музыка выводит к новым смыслам.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий