В ГМИИ имени Пушкина завершили реставрацию столешницы XVII века

Реставрация мраморной столешницы XVII века работы флорентийских мастеров завершена в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Шедевр декоративно-прикладного искусства создан в особой технике.

Настоящее кино, причём в жанре арт-детектива, можно было бы снять про появление этой каменной столешницы в коллекции ГМИИ имени Пушкина. Пять таких предметов оказались в фондах музея в составе так называемых перемещенных ценностей после окончания Второй мировой войны. До 2018-го ничего о них больше не знали. Два года назад исследователи во главе с Ириной Скопцовой нашли в архиве заметку хранителя Ротенберга, который принимал груз из Германии в 1946, о том, что, возможно, это экспонаты из дрезденских собраний.

«Было сопоставлено, что вот эти столешницы точно из Грюнесгевёльбе — Зеленые своды Дрездена, которые являются сокровищницей Дрездена, где хранятся реликвии саксонских курфюрстов и их коллекция редкостей», — рассказала научный сотрудник отдела искусства старых мастеров, хранитель коллекции мебели и прикладного искусства ГМИИ им. Пушкина Ирина Скопцова.

Почему столешницы не вернули в 1958 году из СССР в ГДР в числе остальных шедевров — до сих пор загадка. До наших дней экспонаты дожили не в лучшем виде. Из-за транспортировок в военное время и хранения в неотапливаемых помещениях они рассохлись, была сильно повреждена флорентийская мозаика из цветного мрамора и полудрагоценных камней. Год назад взялись за реставрацию одной из пяти столешниц. Из Эрмитажа (лишь там в России есть предметы, выполненные в такой технике) пригласили специалистов. Они придумали, как укрепить расслаивающуюся поверхность памятника, не внедряясь в его структуру.

«Плюс ко всему при воссоздании утраченных деталей и элементов необходимо было использовать материалы, которым столько же лет — 300-400. То есть это надо было найти какие-то старые запасы. В частности для воссоздания лазуритового сердечка был найден лазурит, которому несколько сот лет. Он специально готовился, также как и сиенский мрамор, который использовался при воссоздании некоторых деталей», — объяснил заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. Пушкина Игорь Бородин.

В конце XVI века во Флоренции Фердинандо I Медичи объединил лучших мастеров в Мастерскую великого герцога. Они не только довели до идеала технику работы с камнями, но и ввели в свои произведения изображения растений, животных и птиц. Чтобы изучить досконально этот роскошный райский сад, в ГМИИ привлекали специалистов по ботанике и орнитологии.

Посетители смогут увидеть столешницу через несколько месяцев — она станет частью постоянной экспозиции. А в ближайшее время истории этого одного экспоната и рассказу обо всех этапах реставрации будет посвящена отдельная страница на сайте музея.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий