В «Геликон-опере» представили новую версию «Пиковой дамы»

В «Геликон-опере» завершились пять удивительных вечеров, в течение которых на сцену театра на Большой Никитской неоднократно вызывались на бис артисты, исполнившие «Пиковую даму», — мистическое произведение, в котором соединились два гения российской культуры — Петр Чайковский и Александр Пушкин.

В основе сюжета — трагическая история любви невинной девушки и пылкого офицера, ставшего жертвой карточной игры. «Я, кажется, создал шедевр», — писал Чайковский Великому князю Константину Константиновичу Романову в 1890 году из Флоренции. И это предчувствие не было преувеличением. «Пиковая дама» триумфально обошла все оперные театры мира, ей рукоплескали и кардиналы, и придворные, и цари, и президенты, и просто почитатели оперного искусства.

Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман еще в первые годы жизни театра, когда тот только вставал на крыло, не удержался от искушения прикоснуться к шедевру и поставил спектакль силами всего лишь пятерых солистов, под рояль (до своего оркестра и хора тогда было далеко, как до Луны). «Спектакль назывался «Карточная игра с антрактом», — вспоминает в беседе с корреспондентом «Российской газеты» Бертман. — Идея постановки шла от авторского замысла. Чайковский хотел написать камерную оперу. Это потом уже Направник, директор Императорских театров, давал ему заказ, что должна быть сцена бала, балет… И Чайковский шел на компромиссы, но эти компромиссы он осуществил гениально. Позже, когда в театре появился оркестр и хор, нас пригласили в Лондон, и мы сделали еще одну редакцию.

Сейчас мы поставили новую версию «Пиковой дамы». Бережное отношение к авторскому замыслу не изменилось. Впервые панихиду в сцене Призрака Графини исполняет детский хор: так было написано в партитуре Чайковского. А интермедию поют солисты — главные герои Лиза, Полина и Томский».

Итак, спустя годы «Пиковая дама» вернулась в «Геликон-оперу» в полноценном формате, без ремарок и купюр, с обновленными декорациями и костюмами, новыми сценическими решениями и в полной авторской версии. Театр — полон, здесь переаншлаг и праздник не только по поводу премьеры, но еще и потому, что сбылась мечта музыкального руководителя и главного приглашенного дирижера театра народного артиста СССР Владимира Федосеева — осуществить постановку этой оперы в России. «Если даже отнять текст, а играть только музыку, все будет понятно. Музыкой Чайковского все сказано. Это мистика, это человеческие судьбы, это мы — все, что есть в русском народе. Эту оперу нельзя сравнить ни с одной другой», — говорит Федосеев.

«Мне кажется, секрет этой оперы именно в ее автобиографичности, — добавляет Дмитрий Бертман. — Это исповедь. Если мы посмотрим на эту историю сквозь такую призму, то нас уже не будет волновать Петербург, этикет, исторические реалии. Она вне времени, вне пространства, вне быта. Исключительно вибрации души».

Режиссер-постановщик спектакля — народный артист России Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель — народный артист СССР Владимир Федосеев, художник-постановщик — заслуженный художник России Игорь Нежный, художник по костюмам — заслуженный художник России Татьяна Тулубьева, художник по свету — Денис Енюков, хормейстер-постановщик — Евгений Ильин, хореограф-постановщик — Эдвальд Смирнов.

В историю театра, одного из самых востребованных и успешных в столице, вписана еще одна яркая страница.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий