Ученые выяснили, что мешает детям научиться читать

Книги для обучения чтению не должны содержать излишних иллюстраций. Согласно результатам последних исследований, это отвлекает детей от текста настолько, что они хуже осваивают навык чтения.

Все хорошо в меру, и это правило работает даже с картинками в детской литературе. Если ребенок учится читать самостоятельно по перегруженной рисунками книге, это сильно затруднит освоение грамоты. Таковы результаты недавнего исследования ученых из американского Университета Карнеги Меллон, опубликованные в научном журнале npj Science of Learning.

В исследовании участвовали 60 учеников первых и вторых классов. Все они поочередно читали одну и ту же книгу, изданную для обучения чтению в данной возрастной группе и доступную в продаже. При этом у каждого ребенка использовалось портативное устройство отслеживания направления взгляда. Кроме того, исследователи частично отредактировали иллюстрации в книге, которые были довольно подробными и занимали полностью всю страницу. Половину они оставили как есть, а в другой части рисунки были упрощены до минимально необходимых для понимания смысла текста. Определить, какие именно изображения следует оставить, попросили группу взрослых.

Оказалось, что детям потребовалось одно и то же время, чтобы прочитать книгу. Но когда они читали версию с упрощенными иллюстрациями, их глаза реже отрывались от текста и переключались на картинку, кроме того они получали более высокие баллы за понимание прочитанного, чем при чтении страниц с неотредактированными рисунками. Также исследователи отметили, что детям, которые изначально были более склонны отвлекаться от текста, чтение упрощенных страниц пошло на пользу в наибольшей степени.

По мнению ведущего автора исследования, доцента психологии Анны Фишер (Anna Fisher), возраст начальной школы – это переходный период для детей, когда они не только учатся самостоятельному чтению, но и привыкают к использованию различных технологий без постоянного контроля со стороны взрослых, чему дополнительно способствуют вынужденные периоды дистанционного обучения. И такие исследования могут способствовать улучшению дизайна обучающих материалов, что поможет детям лучше фокусироваться и понимать текст.

«Конечно, это не панацея, и это не решит все проблемы с обучением чтению», — сказала она, – Но если мы примем меры для упрощения занятий чтением и уберем какие-то барьеры, мы облегчим детям занятия с печатным материалом и поможем им получать от этого радость».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий