На территории бывшего завода «Кристалл» можно увидеть самую крупную в России коллекцию раритетных автомобилей

В Москве открылся самый большой в стране Автомузей. Около 70 советских и зарубежных машин выставлены в ангарах завода «Кристалл», где в прошлом складировались ящики с алкоголем. Им тут уже и не пахнет! В холле, где встречают гостей и продают билеты, все еще отдает свежей краской, а в главном зале — моторным маслом.

Новую точку на культурной карте столицы открыл коллекционер Дмитрий Октябрьский. Он около десяти лет руководил музеем ретроавтомобилей на Рогожском Валу, который позже переквалифицировался в Музей московского транспорта. Потому Дмитрий решил создать свой. Часть «ласточек» выставил он сам, остальную — друзья-коллекционеры. В экспозиции собраны машины из СССР, США, Великобритании, Франции, Германии и Италии. А вот корейских, японских и китайских нет. Восточные авто российских коллекционеров не прельщают, говорят в музее.

Весомая часть экспозиции отдана автомобилям советской эпохи. Перед глазами — самые яркие машины семейства ЗИС, ЗИЛ, ГАЗ… Атмосферу еще не забытых лет дополняют старые фотографии на стенах, на экранах «крутят» черно-белые фильмы, а из динамиков звучат мелодии родом из СССР. «Золотым» временем для советского автопрома нередко называют «занавес» 50-х — первые годы 60-х. «Война закончилась, жизнь потихоньку стала налаживаться, — объясняет главный хранитель Автомузея Анна Краснова. — Две «звезды» тех лет — «Волга» (самая любимая) и «Чайка» (самая красивая). Обе — в стиле американского дизайна. Первая была дорогой, купить ее могли далеко не все, многим удавалось ездить на ней только в такси. А вторая не продавалась вовсе: она ходила в кортежах, поэтому на ней передвигалась партийная номенклатура. Бывало, «Чайку» кому-то выдавали за особые заслуги».

А перед входом в музей можно встретить легендарную «Победу». Раритет на ходу. За отдельную плату желающих прокатят, но в пределах «Кристалла». Машину начали создавать еще во время войны, но пошла в народ она уже в послевоенное время. Первые «Победы» с конвейера ГАЗа вышли в новом дизайне, но страшно недоработанными, что Сталину жутко не понравилось. Поэтому первую партию тогда решили уничтожить. «После войны у многих стран были проблемы с цельнометаллическими листами, поэтому кузова часто делали из дерева, а иногда импровизированные кабриолеты покрывали тканью, — рассказала Краснова. — В рекламе говорилось, что так удобнее, но советские люди понимали, что это совершенно неудобно. Особенно в нашем климате».

Проникнуться советским бытом можно и в соседнем ангаре. Тут воссоздан гараж с машинами, мотоциклами, велосипедами, палатками, пластинками и детскими игрушками, которые сейчас у многих вызывают улыбку.

Автомобиль «Изотта Фраскини», давно исчезнувшей компании, в музее называют одним из самых красивых в своей коллекции. Адам Козлевич из «Золотого теленка» хотел купить машину именно этой марки. В реальной жизни на таких авто, например, ездили шах Ирана, актер Рудольфо Валентино и другие известные люди. Кузова делали по заказу — можно было поставить хоть паровозную трубу. Потому и были дорогими. Машина на фото, по разным оценкам, сейчас стоит не меньше полумиллиона долларов.

Самые «возрастные» в коллекции автомобили — «Студебекер» и «Бенц» пришли к нам из первой половины XX века. Как правило, выпускались с правым рулем. Почему? Машин на дорогах было мало, при этом то и дело сновали многочисленные повозки и пешеходы. «Именно поэтому главная опасность поджидала водителей не слева, а справа», — рассказала главный хранитель Автомузея.

Фары в те времена были ацетиленовыми. «Ацетилен вырабатывался прямо на ходу: в отдельном баке, состоящем из двух отсеков, в которые перед поездкой нужно было засыпать карбид кальция и залить воду, — объяснили в музее. — Габаритными огнями служили обычные каретные фонари-керосинки».

Очень любили в те годы клаксоны. На одной машине, как правило, устанавливали два. Один, небольшой и потише, для пешеходов, а второй, побольше и мощнее, для сигнала автомобилистам.

Большие подножки, массивные крылья, запасные колеса по бокам, огромные фары — такой моде следовали едва ли не все американские производители автомобилей в 30-х годах прошлого века. Багажники, без которых уже трудно представить современную машину, в то время часто отсутствовали. Зато были дополнительные кресла. Заднюю нишу тогда прозвали «тещиным местом». Его считали опасным, и туда не страшно было посадить только тещу. С развитием скорости от сидений пришлось отказаться — на крутых виражах люди могли попросту вылететь из машины, объясняет Анна Краснова.

Дорожная анархия

Оказавшись на задворках бывшего завода «Кристалл», главное не заблудиться среди многочисленных построек и складов. Автомобилистам придется сложнее. Завидев хаотичную массу дорожных знаков и «летающую» машину, «крыша» может поехать даже у самого опытного водилы. Не пугайтесь! Значит, рядом тот самый Автомузей. Пока тут совсем немноголюдно — место труднодоступное, незахоженное. От ближайших станций метро «Площадь Ильича», «Римская» и «Таганская» до места лучше и быстрее добраться на общественном транспорте.

Работают у музея пока два корпуса — основная экспозиция и советский гараж. Осенью, как ожидается, откроется еще один зал — количество автоэкспонатов за счет этого увеличится втрое, обещают создатели музея.

С осени здесь планируют запустить и собственную образовательную программу. Для детей будут устраивать лекции и мастер-классы, в том числе бесплатные.

Узнать адрес и цены на билеты можно на официальном сайте Автомузея — automuseum.ru. Детям в будние дни вход обойдется в 350 рублей, а в выходные — 450 рублей. Взрослым — 550 рублей и 650 рублей соответственно. Экскурсии заказываются отдельно.

Бесплатно могут пройти посетители до трех лет, ветераны и участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий, инвалиды первой и второй групп, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы.

Льготные билеты в Автомузей в скором будущем обещают также студентам и школьникам.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий