Музей имени Пушкина знакомит посетителей с Венецией Ренессанса

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка работ Тициана,Тинторетто и Веронезе. Выставка, которая должна показать, как второй и третий, восприняв достижения первого (Тициан опередил их и возрастом, и весом в искусстве) окончательно оформили представление о том, что такое «Венецианская школа живописи». должна показать, как второй и третий, восприняв достижения первого (Тициан опередил их и возрастом, и весом в искусстве), окончательно оформили представление о том, что такое «Венецианская школа живописи». Этих троих можно и нужно ставить в один ряд, несмотря на разницу в возрасте, на разницу в манере живописи и разницу в доходах, обусловленных состоятельностью заказчиков.

И это тоже отражалось на свойствах живописи. Для кого-то будет большим открытием узнать, что самой излюбленной синей краской Ренессанса была «магна блау», которая добывалась в серебряных рудниках, очень дорогая. А ультрамарин и вовсе изготавлялся из полудрагоценного лазурита. Ясно, почему так мало синего на полотнах Тинторетто, основными заказчиками которого были небогатые монашеские братства.

И всё же, эти трое поставлены в один ряд. Выставка в Пушкинском объясняет это совершенно ясно. Репортаж Алии Шарифуллиной.

Зафиксировать, задокументировать все царапины и сколы. Изучить полотно сантиметр за сантиметром. На прием только одной картины у специалистов уходит около часа. Близко к полотнам журналистов не подпускают. Снимать процесс распаковки шедевров и вовсе запрещено. Сейчас в Пушкинском музее ужесточили меры безопасности.

За тем как развешивают картины, пристально следит международная команда кураторов. Страховая стоимость всех полотен — более трехсот миллионов евро.

Тициан, Тинторетто, Веронезе — увидеть 23 шедевра в одном месте — исключительная возможность. Даже для самой Италии — пришлось бы объехать несколько городов. Многие полотна XVI века никогда не покидали Апеннинский полуостров. Сложнее всего было договориться с венецианскими церквями.

«Здесь каждая картина уникальна. Чтобы уговорить владельцев отпустить эти полотна, тем более в совершенно другой климат, нужно было привести очень серьезные аргументы», — отметил посол Италии в РФ Чезаре Мария Рагальини.

Меж колоннад Пушкинского уже были Караваджо, Рафаэль, Лоренцо Лотто, Пьеро делла Франческа. Теперь — Венеция, ведь без ее искусства и без ее денег живопись Ренессанса была бы совсем другой.

«Тинторетто, Веронезе вместе с Тицианом повлияли на дальнейшее искусство, на историю живописи. Поскольку мы понимаем слово живопись в том смысле, который вложили в нее они», — объяснила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Тициан — самый старший и титулованный из этой троицы. Да и гонорары его были самими высокими. Ему не было и 30, а его уже признали лучшим живописцем Венеции. Самая знаменитая работа в экспозиции — «Саломея». Иоанн Креститель на блюде по мнению искусствоведов — автопортрет.

Сенсацию вызвало полотно «Венера и Адонис» из частного российского собрания. До сих пор считалось, что «Венера» у Тициана одна и хранится она в музее Прадо в Мадриде. Но, оказалось, и это подлинник.

«Она продавалась как копия, более поздняя. За очень маленькую сумму. Никакого значения ей не придавалось. Получилось, что ее приобрели в России. Когда мне ее показали, я узнала в ней руку Тициана», — рассказала куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Маркова.

Тинторетто — не фамилия, а прозвище, которое переводится, как «маленький красильщик». Он — ученик Тициана, в мастерской написал девиз своего искусства: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана». Детали не очень важны, главное — воплотить замысел. А Веронезе, самый младший из троих, — художник-праздник, писал в яркой гамме, населял холсты большим количеством персонажей.

Этих живописцев обычно представляют соперниками. Но это не так. «Эта история не о соперничестве трех живописцев, а об их диалоге. Они подчинили себе художественный рынок и заняли господствующие позиции, и потому вели себя уже не как конкуренты. Они поделили между собой сферы влияния и отлично сосуществовали», — отметил куратор выставки с итальянской стороны Томас Далла Коста.

Все трое жили долго и писали много — каждый в своей нише. И заказчики у них были разные. Но, спустя века, мозаика сложилась, и потомки видят единую картину трех художников — Венецию Ренессанса.

Читайте также

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.