Картины из собрания братьев Морозовых покажут в Париже

Картины из собрания меценатов братьев Морозовых готовят к показу в музее парижского Фонда Луи Виттон. Произведения покинут Россию впервые с начала ХХ века. Полотна для предстоящей экспозиции предоставил Пушкинский музей. В Москву они вернутся осенью. С подробностями – Анна Аппалонова.

В Пушкинском музее от привычной экспозиции остаются только этикетки с названиями работ. Сами полотна пересекут международные границы, несмотря на их закрытие. Специальным рейсом их отправят в Париж, на выставку, долгожданную и масштабную, претендующую на то, чтобы стать крупнейшим событием парижского выставочного сезона. К путешествию готовиться начинают задолго до назначенной даты.

«Всегда, когда мы готовим выставку – это определенный стимул что-то поменять в облике вещей, что-то поменять в их судьбе. Или провести крупную научную реставрацию, подготовку. Эта картина «Зеленый берег моря» Мориса Дени получила новую раму. Мы долгое время мечтали о том, чтобы сделать обрамление, напоминающее ту раму, что была на картине в Морозовскую эпоху», – рассказал старший научный сотрудник, хранитель ГМИИ им. Пушкина Алексей Петухов.

Эта рама – новая, художественной ценностью не обладает. А вот старинные – охраняются так же, как и полотна. Итого больше сотни ценных предметов покидают музей, их суммарная стоимость превышает миллиард евро, но для хранителей каждый экспонат в отдельности – неоценим.

«Я вообще люблю очень сопоставлять картину и детей. Вот, например, если вы отправляете ребенка в пионерский лагерь или в путешествие, вы же всегда испытываете сложные чувства. То есть, естественно безусловный такой сложный синтез материнских тревог, я бы сказала. И в то же время, нам очень приятно, потому что наши вещи имеют невероятный международный резонанс, и, конечно, это и гордость за свою коллекцию тоже», – призналась заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. ГМИИ им. Пушкина Анна Познанская.

Подготовка с транспортировкой занимают около 2 месяцев. Упаковка – процесс многоэтапный, и на каждом – тщательный осмотр.

«На предмет любых повреждений, которые могут быть. Ещё не раз мы на неё посмотрим в процессе выставки, и уже смотрели не раз. Вот такие правила», – заметил художник-реставратор Николай Колесников.

Картину заворачивают в специальный дышащий материал, предназначенный для произведений искусства, затем уже упакованное полотно вкладывают в защищенный от атмосферных перепадов ящик, внутри которого находится еще один – поролоновая кассета.

«Кассета – она антивибрационная, там «лягушки» специальные стоят – амортизаторы такие, чтобы тряски не было», – добавил упаковщик-консультант культурных ценностей Валерий Суровцев.

Подобные коллекции музей покидают небольшими партиями, чтобы минимизировать риски. Как члены королевской семьи, эти картины полетят на разных самолетах. Готовые ящики находятся под круглосуточной охраной – сейчас – на земле, и потом – в небе. Таким же образом полотна будут возвращаться домой почти через полгода.

«У нас выставка Морозова откроется в середине октября этого года. Уже в нашей версии, потому что мы не все вещи можем дать. Некоторые из них по технологическим характеристикам не могут путешествовать, поэтому, конечно, наша выставка будет намного богаче, разнообразнее. У нее будет совершенно другая концепция, мы опять преобразуем наш музей», – заявила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В готовящейся выставке – сначала в Париже, а потом в Москве – будут также участвовать Третьяковская галерея и Эрмитаж.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий