Как бороться с фальсификациями в современном искусстве?

Пик подделок русского искусства разных эпох и жанров всегда напрямую зависит от спроса на изобразительное искусство и от интереса коллекционеров. Последний такой бум пришёлся в России на середину 2000-х, когда открывались «Артплей», «Винзавод» и десятки других галерей.

Подделки — оборотная сторона искусства. В последнее время встречается все больше фальсификаций не только классических произведений, но и работ современных российских художников. Почему? Разбиралась Ирина Разумовская.

Основатель возникшей здесь тогда галереи «Рop/off/art» искусствовед Сергей Попов с подделками в современном искусстве сталкивался. Некоторые запечатлел на фото. Среди часто подделываемых называет Илью Кабакова — самого дорогостоящего на российском арт-рынке, Тимура Новикова — основателя неоакадемизма, представителей «неофициального» искусства»: Оскара Рабина, Владимира Немухина и Дмитрия Краснопевцева. Вот натюрморт якобы его кисти, скомпилированный из разных предметов с его разных картин.

«В общем, довольно странная комбинация. Ещё есть, например, эксперты хорошо знают, что «Крас» он подписывает только ранние работы, до определенного года. А позже он стал их подписывать только одной буквой «К» и то не всегда на лицевой стороне. И это такая типичная ошибка», — заявил Попов.

Ещё в 90-е Сергей Попов видел много фальшивых работ Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. Но эксперты быстро научились их отлавливать и выявлять.

«Как борются с подделками? Либо автор говорит, что это не моя работа. Либо существует какой-то определенный комитет из наследников или ключевых экспертов, которые очень хорошо понимают в искусстве того или иного художника, и вот опознают эти вещи», — добавил он.

Ещё один хороший способ защитить произведения от подделок — каталог-резоне, где подробно описано и проиллюстрировано наследие художника. А вот в просто каталогах тоже встречаются фальшивки. В стенах хранилища коллекции Антона Козлова мы стоим с искусствоведом Андреем Ерофеевым. В экспозиции здесь работы современного скульптора и художника Бориса Орлова. Андрей Ерофеев привез с собой каталог собрания американского коллекционера Нортона Доджа, где есть два произведения Бориса Орлова, и оба подделки!

«Причём, довольно просто понять, что это фальшивка. Вот здесь работа, которую я определяю, как работу скульптора Цыкалова. Он был под большим влиянием Орлова, когда стали показывать в Москве Орлова. Видите, он сделал деревянный костюм, деревянный китель, вероятно, имея в виду, что Орлов тоже делал что-то похожее на деревянные кители. А если мы посмотрим на Орлова, то, да, мы тоже видим военное облачение. Только единственное, что мы ткани не видим, все покрыто орденами. Это орденская грудь и маленькая головка. Но это вовсе не изображение одежды, а это изображение формулы парадного портрета», — поделился Ерофеев.

Подделки символизируют успех художника, подчеркивает Андрей Ерофеев. Об отсутствии такого успеха сейчас говорит другой искусствовед, директор «Сотбис Россия-СНГ» в 2007—2016 годах Михаил Каменский.

«В связи с тем, что сегодня рынок современного искусства в России находится на самых низких показателях, то это не вызывает никакого особого аппетита и подделывать современное русское искусство просто не имеет никакого смысла. Потому что зачем делать поддельные произведения современных художников, если вокруг вас огромное количество подлинных и совсем недорогих», — рассказал он.

Экономический кризис на популярность и стоимость современного русского искусства, конечно, повлиял, утверждают одни эксперты. Другие тут же добавляют, что подделки никуда не денутся, просто их изготовители усовершенствуют свои методы.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.