Как бороться с фальсификациями в современном искусстве?

Пик подделок русского искусства разных эпох и жанров всегда напрямую зависит от спроса на изобразительное искусство и от интереса коллекционеров. Последний такой бум пришёлся в России на середину 2000-х, когда открывались «Артплей», «Винзавод» и десятки других галерей.

Подделки — оборотная сторона искусства. В последнее время встречается все больше фальсификаций не только классических произведений, но и работ современных российских художников. Почему? Разбиралась Ирина Разумовская.

Основатель возникшей здесь тогда галереи «Рop/off/art» искусствовед Сергей Попов с подделками в современном искусстве сталкивался. Некоторые запечатлел на фото. Среди часто подделываемых называет Илью Кабакова — самого дорогостоящего на российском арт-рынке, Тимура Новикова — основателя неоакадемизма, представителей «неофициального» искусства»: Оскара Рабина, Владимира Немухина и Дмитрия Краснопевцева. Вот натюрморт якобы его кисти, скомпилированный из разных предметов с его разных картин.

«В общем, довольно странная комбинация. Ещё есть, например, эксперты хорошо знают, что «Крас» он подписывает только ранние работы, до определенного года. А позже он стал их подписывать только одной буквой «К» и то не всегда на лицевой стороне. И это такая типичная ошибка», — заявил Попов.

Ещё в 90-е Сергей Попов видел много фальшивых работ Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. Но эксперты быстро научились их отлавливать и выявлять.

«Как борются с подделками? Либо автор говорит, что это не моя работа. Либо существует какой-то определенный комитет из наследников или ключевых экспертов, которые очень хорошо понимают в искусстве того или иного художника, и вот опознают эти вещи», — добавил он.

Ещё один хороший способ защитить произведения от подделок — каталог-резоне, где подробно описано и проиллюстрировано наследие художника. А вот в просто каталогах тоже встречаются фальшивки. В стенах хранилища коллекции Антона Козлова мы стоим с искусствоведом Андреем Ерофеевым. В экспозиции здесь работы современного скульптора и художника Бориса Орлова. Андрей Ерофеев привез с собой каталог собрания американского коллекционера Нортона Доджа, где есть два произведения Бориса Орлова, и оба подделки!

«Причём, довольно просто понять, что это фальшивка. Вот здесь работа, которую я определяю, как работу скульптора Цыкалова. Он был под большим влиянием Орлова, когда стали показывать в Москве Орлова. Видите, он сделал деревянный костюм, деревянный китель, вероятно, имея в виду, что Орлов тоже делал что-то похожее на деревянные кители. А если мы посмотрим на Орлова, то, да, мы тоже видим военное облачение. Только единственное, что мы ткани не видим, все покрыто орденами. Это орденская грудь и маленькая головка. Но это вовсе не изображение одежды, а это изображение формулы парадного портрета», — поделился Ерофеев.

Подделки символизируют успех художника, подчеркивает Андрей Ерофеев. Об отсутствии такого успеха сейчас говорит другой искусствовед, директор «Сотбис Россия-СНГ» в 2007—2016 годах Михаил Каменский.

«В связи с тем, что сегодня рынок современного искусства в России находится на самых низких показателях, то это не вызывает никакого особого аппетита и подделывать современное русское искусство просто не имеет никакого смысла. Потому что зачем делать поддельные произведения современных художников, если вокруг вас огромное количество подлинных и совсем недорогих», — рассказал он.

Экономический кризис на популярность и стоимость современного русского искусства, конечно, повлиял, утверждают одни эксперты. Другие тут же добавляют, что подделки никуда не денутся, просто их изготовители усовершенствуют свои методы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий